В Министерстве образования возникла инициатива, согласно которой молодых людей будут задерживать в учебных заведениях как можно дольше: чтобы не выходили на кадровый рынок и не усиливали и без того растущую безработицу. Как использовать эту ситуацию с положительным для себя результатом?
Студентом сможет стать каждый
Сегодня многие фирмы решают не расширять свою деятельность, не планируют новых сделок, предпочитая заниматься образованием своих сотрудников и партнеров. Активнее работают корпоративные университеты, учебные центры при корпорациях, тренинг-центры. Поэтому учиться долго станет естественно: тенденция есть тенденция.
Содержать студентов государству может оказаться выгоднее, чем предоставлять им дополнительные рабочие места. Если раньше планировалось, что в магистры попадут лишь самые талантливые и успешные, то по последним предложениям, в магистратуру будет поступить значительно проще. Поступление в аспирантуру также станет более доступным.
Перевод на бюджетную основу, по замыслу реформаторов, тоже должен упроститься: мало кто сможет позволить себе получение платного образования, и, чтобы не потерять студентов, государство планирует увеличить финансирование вузов. Также в финансовом плане - скидки на образовательные кредиты и установление максимальной суммы платы за обучение -- в рублях.
Кажется, что все эти изменения делают жизнь студента и школьника лучше, проще и благополучней. Но на самом деле, конечно, всё не так однозначно.
И снова учиться
Разумеется, учиться долго, учиться много и учиться хорошо - это всё же разные вещи. И быть уверенным в том, что действительно каждый студент, который в общей сложности проучился вместо 15 лет 17-19, автоматически получит и больше знаний, и больше понимания себя и профессии, было бы наивно.
Кто-то может возразить, что по сути своей такая реформа просто пытается закрепить в России западную систему. Но сложно сравнивать наше образование с европейским. Всё же российское обучение тяготеет к большему единообразию и фундаментальности. У нас невозможно, например, получить вместо единого курса по социологии набор знаний по общественным наукам, а заодно, скажем, про программированию и экономической географии. Поэтому те же годы учебы в европейских или американских учебных заведениях могут быть потрачены на получение нескольких специальностей, а в России - только одной. К тому же текущие реформы делают образование всё `менее платным`, и при всех плюсах этого процесса снижается ответственность учащегося за ту работу, которую он выполняет в стенах вуза.
Стоит ли принимать эту систему такой, какова она есть, или пытаться извлечь из лет учебы максимальную пользу?
Первое, что следует сделать при поступлении в вуз при таком раскладе: узнайте, какие дополнительные образовательные услуги вы сможете получить. Обратите внимание и на платные, и на бесплатные курсы. Нагрузка в любом случае снизится, поэтому вы сможете располагать свободным временем. Некоторые университеты позволяют свободное посещение не только тех лекций, которые относятся к учебному плану вашей специальности. А если учебное заведение еще и глубоко интегрировано в Болонский процесс, то за посещение полного курса лекций и семинаров вы сможете получить соответствующую запись в дипломе. Если вы планируете научную карьеру или смену специальности в рамках одной профессии - это может быть полезно. Но даже просто посещение лекций не пройдет даром: вы превзойдете обычных профессионалов своего направления, а к тому же можете и сами увлечься чем-то новым. Возможно, не с первого курса, но уже со второго можно попробовать.
И конечно, нельзя игнорировать дополнительные курсы, которые проводятся отдельно: английский язык, компьютерные приложения, менеджмент - все эти знания могут повысить вашу ценность как специалиста.
Вперед - на рабочие места
Работать одновременно с учебой - это вторая возможность, которая открывается для `новых вечных студентов`. Да, идет кризис - и государству важно, чтобы рынок рабочей силы не загружался дополнительными кадрами. Однако пробовать себя на рынке занятости никто не запрещает. Более того, это даже соответствует общей тенденции: распределять рабочее время так, чтобы занять человека, но не платить ему слишком много. Говорят, что именно в эпоху кризиса появится больше возможностей для тех, кто работает дома и посвящает работе только часть своего времени.
Поэтому так называемая part-time занятость - это отличный шанс для студентов. И пусть вас не смущает, что кроме вас на рынке рабочей силы появится еще множество людей.
Первая причина интереса к вам вполне меркантильная, ведь считается, что у студента рабочая деятельность не является основной и что он вполне может просто учиться.
Второй повод куда оптимистичнее: из студента можно вырастить настоящего профессионала.
В любом случае не стоит стесняться и бояться, но и расслабляться в уверенности, что `работа не волк, в лес не убежит` тоже не следует. Представьте, что вы стали бы искать первую работу после почти двух десятков лет непрерывной учебы. Если кроме университетских стен и эпизодической практики вы ничего не будете знать, это не лучший вариант, не так ли?
И необязательно упорствовать в желании работать по специальности. Ничего страшного, если первая работа будет несколько далека от вашей основной профессии.
Увлечение для улучшения
Как ни удивительно, но затянувшееся образование - это еще и отличный повод завести себе хорошее хобби. Более того, можно развить его, и увлечение сможет стать подспорьем и в будущей работе.
Любите путешествовать? Отлично, можете узнавать разные маршруты и изучать новые города и страны. Для студентов есть вполне приемлемые по цене варианты. Одна из современных тенденций вам будет только на руку - в резюме не забудьте упомянуть те страны, в которых бывали: многие работодатели это оценят, особенно если вы претендуете на должность, связанную с творчеством или, собственно, путешествиями.
Рукоделие увлекает вас с детства? Чем не повод посвятить ему больше времени! Может быть, хобби станет основой для дополнительного заработка или создания произведений искусства?
Даже совершенно, вроде бы, нерентабельное коллекционирование можно превратить в собственную `фишку`. Конечно, если заниматься этим не в одиночку, а найти единомышленников. Кроме расширения связей, это может получить интересное продолжение, связанное с самим предметом вашего интереса. Не зря говорят, что после кризиса уйдет очень много лишнего потребления - и останется то, что действительно нужно и интересно. А уже тогда можно будет соединить свои профессиональные навыки и увлечения: вот и появится новая сфера приложения сил.
В общем, к возможной реформе можно относиться по-разному.
Вероятно, к ней еще будут поправки, и не всё изменится в один момент. Самое главное - всегда чувствовать контекст и соответствовать тому, что происходит вокруг. И еще - здраво оценивать себя и свои силы в любой ситуации. Тогда любые реформы окажутся вам только на пользу.
Полина Колозариди источник: Журнал "Абитуриент" |