Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Тарабарская грамота

<<назад

0Почему дети неправильно пишут? Чаще всего этот вопрос задается с плохо скрываемым раздражением. Мол, мы же все делаем нормально. Неужели трудно писать безударные гласные и непроизносимые согласные` ставить большую букву в начале имен собственных` отделять частицы от глаголов` расставлять запятые и точки с запятой там, где это положено? Неужели так тяжело делать все по правилам? Тяжело. Взрослому ничуть не легче ребенка.

Вы никогда не пробовали сами писать так, как положено. Допустим` вы пишете письмо или заявление` составляете отчет` набрасываете проект: Остановитесь! Подумайте, правильно ли вы это делаете? Посмотрите, есть ли в вашем тексте словарные слова, просклоняйте каждое существительное в первом абзаце и проспрягайте каждый глагол в четырнадцатом. На третьей странице найдите и подчеркните однородные члены предложения. Разберите по составу пятое слово в восьмой строчке сверху. Определили` где приставка и суффикс? Нет? Как же так, ведь вам предстоит еще сделать его морфологический разбор. Вы не знаете` что такое `морфологический разбор`? Это печально, потому что вам также нужно определить тип зависимости членов в ваших словосочетаниях` понять каких предложений в тексте больше` сложносочиненных или сложноподчиненных. Понравилось? Хотите еще? А ваш ребенок, который делает то же самое в школе каждый день, каково ему?

Теперь скажите, какое отношение эти процедуры имеют к вашему тексту? На первый взгляд` абсолютно никакого. Текст - есть более или менее связный набор слов` несущий определенную информацию. Вы хотели что-то сказать, вы подумали об этом, но перед вами сейчас нет того, кому эти мысли нужны. Или они нужны очень многим. Поэтому вы пользуетесь письменностью, чтобы сохранить для себя и передать другим то, что вы хотели. Но ведь у языка есть определенные законы. Иначе передача сведений невозможна` каждый будет чертить на бумаге, что ему вздумается` и называть это своим видением мира. В искусстве такая `революция` (точное значение слова `ре-эволюция` - деградация, откат назад) уже произошла, поэтому понятие закона в современном искусстве отсутствует начисто. Ну и кому нужно такое искусство` кроме художников и критиков?

К счастью для общества` законы языка пока живы. Но как они живут в нас сегодня? Как мы, а, следовательно, и наши дети` относимся к закону вообще?

Когда заповедей всего десять, их несложно и даже желательно запомнить. Конституцию страны наизусть знает уже далеко не каждый. А уголовный кодекс? А гражданский? А семейный? Но как же мы тогда живем? Как ориентируемся в мире` как удерживаемся от преступлений, как находим работу, как заводим семью? Автоматически? Естественно? Сами по себе? Скорее, все же, с Божьей помощью` глядя вокруг` постепенно научаясь чему-то у окружающих` повторяя их действия. А если мы` ненароком` уклонимся в сторону, тогда есть и книги` и люди, которые укажут нам на нашу ошибку, на то, что наши действия незаконны` и даже объяснят почему. Так в жизни. А разве так в языке? Не в языке вообще, а в нашем сегодняшнем `русском языке` - главном предмете школьной программы.

Представьте себе, что ваше знакомство с жизнью протекает не от жизни к законам, а наоборот. Что вам во втором классе предлагают выучить конституцию, в пятом объясняют, что это такое, а в восьмом дают весьма отвлеченные примеры ее применения (между прочим, современные школьные программы по `правоведению` недалеко ушли от этого `образца`, но это отдельный разговор). Причем` пока вы не знаете содержания статей о праве на труд и отдых` вы не имеете права даже пытаться самостоятельно трудиться и отдыхать. Абсурд? Отнюдь. Преподавание русского языка в школе все чаще выглядит именно так. Сначала правила языка, потом искусственно придуманные методистами примеры правил` и, наконец, живые жизненные проявления правил в литературном языке. Вы скажете, что это не так уж и плохо, что так учили и нас: Мы неграмотны ровно настолько, насколько нас так учили. Прекрасно` когда законы огораживают жизнь человека` как стены, но что станет с жизнью, когда они придавят ее сверху` как могильные плиты?

Наряду с формальным школьным обучением грамоте в недавние времена в жизни почти каждого ученика была совершенно противоположная струя. Были любимые книги, были люди, которые грамотно и приятно разговаривали (учителя-наставники ведь встречаются не только в школе)` было множество стихов, которые учили наизусть или хотя бы читали вслух. Даже на уроках еще недавно гораздо больше списывали классических текстов и слов` чем `разбирали` их. Это была та живая языковая стихия, в которой ребенок` осознанно и неосознанно подражая, учился ориентироваться. С таким самостоятельно приобретенным опытом законы языка сочетались органично, не диктуя, а только направляя. Для большинства образованных людей грамотность не была тем, что учат. Мы читали, слышали, переписывали литературные образцы и учились чувствовать речь. Мы чуяли законы языка` лишь время от времени проверяя себя по книжке.

Теперь все по-другому. Живая языковая среда гибнет у нас на глазах. Видеофильмы` компьютеры и приставки (вещи сами по себе неплохие) вытеснили книги. Количество грамотно, свободно и живо говорящих людей (включая учителей) резко упало. Стихов учат мало, читают вслух еще реже, списывание больших фрагментов литературных текстов заменилось разбором искореженных, вырванных из произведений цитат. Предметы русский язык и русская литература почти не связаны между собой. Классику на уроках литературы тоже почти перестали читать вслух, остался один `критический разбор`. Законы языка раньше направляли детей. Теперь они диктуют им, как писать и говорить. Что из этого может выйти? То, что выходит.

И все-таки` ребенок` к счастью, сильнее, чем учебная программа. Дайте ему разбирать или склонять слова - он сделает это, как придется, потому что его личные интересы никак не участвуют в письме. Но дайте ему написать то, что его волнует` и так, как ему захочется. Ослабьте на время контроль над формой и содержанием текста. Задайте вопрос и дайте ответу вылиться изнутри - и вы увидите чудо. Почти каждый сам начнет интересоваться правописанием и пунктуацией` сам станет проверять по десять раз каждое слово. Ведь это его слово. Ему дорого то, что он сказал.

Любой по-настоящему свободный человек, а тем более ребенок` чувствует естественную потребность в законах и правилах. И когда они не предписывают въедливо разбирать и судить каждое движение мысли` им всегда находится место внутри. В конце концов, то, что дети не умеют правильно писать, не самое страшное. Было бы гораздо хуже, если бы они не желали вдумываться и вглядываться в живую жизнь.

Артемий Ермаков, кандидат исторических наук

[an error occurred while processing this directive]

источник: Интернет-журнал Сретенского монастыря

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru