Западные бизнес-школы послушали экономистов, уверяющих, что впредь мировая экономика будет прибавлять за счет развивающихся стран. Они ищут студентов уже не только в Индии и Китае - теперь на очереди Нигерия, Гана, Вьетнам и Казахстан.
ВЫЛАЗКА В ПОЛЕ
Член приемной комиссии бизнес-школы Tuck Дартмутского университета Кристин Лака в своем уругвайском офисе работает, можно сказать, зазывалой для студентов из Латинской Америки. Она часто ездит в Аргентину, Чили, Перу и другие страны, посещая каждую не менее четырех раз за осенний, самый жаркий для бизнес-школ сезон.
Лака, свободно владеющая испанским, организует ознакомительные семинары, посещает ярмарки образования и проводит вступительные собеседования с потенциальными студентами в их родных городах. Она также общается с местными консультантами по MBA и экзаменационными центрами. Для Tuck этот подход в новинку, говорит Лака, и он заметно отличается от манеры многих бизнес-школ США искать студентов спорадически, совершая вылазку в регион раз-два в год.
`Мы решили, что добьемся положительных сдвигов, если обеспечим более-менее постоянное присутствие на латиноамериканских рынках. Честно говоря, это требует огромного количества разъездов`, - говорит Лака по телефону из своего дома в Уругвае всего за несколько часов до отлета на сумасшедшую рекрутинговую неделю в Аргентине и Бразилии. `Находясь на месте, общаясь на их языке, чаще встречаясь с поступающими, я выяснила, каковы тонкости этого рынка, и они помогут нам эффективнее привлекать студентов`.
Согласно недавнему докладу Совета по вопросам высшего образования, число поступающих в бизнес-школы и аспирантуры из стран-тяжеловесов вроде Индии и Южной Кореи этой осенью сократилось на десятки процентов. Поэтому члены приемных комиссий в оживленный осенний сезон пытаются раскинуть сети пошире. Они отправляются в Южную Америку или Африку, запускают программы для развивающихся стран и вербуют целые армии студентов и выпускников, чтобы те рекламировали школу и помогали приемным комиссиям у себя на родине.
Некоторые школы, в том числе и Tuck, посылают своих постоянных представителей на ключевые рынки. Все это, говорят они, часть большого плана, цель которого - добиться, чтобы бизнес-школы США и дальше могли привлекать иностранных студентов на все более конкурентном рынке.
ШКОЛЬНАЯ ЯРМАРКА
`Думаю, что международный рынок сейчас требует серьезной заботы, потому что у студентов так много вариантов. А в США с работой и возможностью профинансировать MBA все так неопределенно`, - говорит Розмари Мартинелли, глава приемной комиссии в школе бизнеса Booth университета Чикаго.
Один из традиционных для американских бизнес-школ способов привлечения иностранных студентов - участие в ярмарках MBA, которые позволяют представителям школ посетить целый ряд стран за неделю - две. Это до сих пор типичная практика на перенасыщенных рынках таких, как Индия и Китай, но школы отходят от нее, сосредоточивая внимание на неосвоенных рынках.
По данным QS World MBA Tour, одного из крупнейших в мире организаторов ярмарок MBA, в этом году количество американских школ, едущих на ярмарки в индийских городах вроде Хайдарабада, упало на 5%, а в Дели и Мумбай осталось на уровне прошлого года.
Многие члены приемных комиссий предпочитают потратить деньги на поездку на новые азиатские рынки: Хо Ши Мин во Вьетнаме, Куала-Лумпур в Малайзии. Там присутствие американских бизнес-школ на образовательных выставках за год подскочило на 166% и 100% соответственно, говорит Нунцио Квакварелли, управляющий директор QS World MBA Tour.
Несколько американских бизнес-школ даже впервые нацелились на более отдаленные страны, вроде Казахстана и Филиппин. В прошлом году QS в первый раз организовала африканский тур с посещением ЮАР, Нигерии, Кении и других стран. В нем приняли участие только европейские школы, но весной ожидается присутствие нескольких американских заведений.
[an error occurred while processing this directive]