Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Экзамен как кошмарный сон
 1  2  3  4 

0Экзамен- Доктор, - сказала мне 40-летняя пациентка, мне часто снится кошмарный сон, что я сдаю экзамен в школе. Я просы-паюсь просто в холодном поту...

Прошло уже более 20 лет, как эта женщина сдала свой пос-ледний экзамен. Уже собственные дети закончили школу, а вот ведь наказание какое-то... Среди нескольких тысяч моих па-циентов с самыми различными нервно-психическими расстройства-ми нет практически никого, кому бы несколько раз в жизни в довольно-таки зрелом возрасте не снились такого рода сны. Это указывает на то, что процедура прохождения экзамена в школе, училище и даже институте является мощным стрессовым психоло-гическим фактором. Который у очень многих людей оставляет яр-кий эмоциональный след в памяти, запечатлеваясь на уровне подсознания, заставляя нас вновь ощущать определенное волне-ние от одной мысли, что нам предстоит еще когда-то что-то сдавать.

С одним моим коллегой произошла весьма интересная исто-рия. Будучи уже врачом, он зашел к другу в пединститут. Возле нужного ему кабинета стояла группа студентов, ожидающих экза-мена и сильно волнующихся по этому поводу. Через 20 минут он вдруг ощутил, что его также охватило сильное волнение, реальной причины которому абсолютно не было. На самом деле ему передался настрой этих студентов... Коллега был одновре-менно удивлен и заинтригован.

Можно вспомнить массу самых забавных случаев, происходя-щих во время экзаменов. Но трудно назвать забавными те момен-ты, когда школьники или студенты (абитуриенты) от чрезмерного эмоционального напряжения падали в обморок, испытывали прис-тупы различных болевых ощущений в сердце, желудке и т.д. В отдельных случаях дело доходило даже до истерик, и не только с девушками.

Если же взглянуть на экзамен, а точнее на экзаменацион-ный период (подготовка, сдача, отдых - и опять по второму, пятому кругу) с точки зрения психиатра, то ситуация приобре-тет гораздо более драматичный характер. В нашей стране защи-щено несколько диссертаций о нервно-психических заболеваниях у школьников и студентов, возникающих в результате сдачи эк-заменов. К этому могу добавить несколько десятков случаев за-болеваний шизофренией у студентов самых различных училищ и вузов, с которыми мне пришлось столкнуться за 1998 год (большинство из них возникло в экзаменационный период или после него).

Почему же дело обстоит столь серьезно, в чем истинная подоплека этих грандиозных стрессов и жизненных драм?

Что такое экзамен? На этот вопрос учителя и ученики от-ветят, что это проверка знаний школьника. Да, это верно, но не совсем... Экзамен - это отчасти лотерея. Экзаменаторы по-чему-то убеждены, что если ученик (студент) хорошо знает их предмет, то всегда хорошо и ответит. Как психолог я не могу с этим согласиться. Во-первых, существует целая система дискре-дитации выставления итоговой оценки в аттестат зрелости. Она заключает в том, что если школьник на экзамене получает оцен-ку выше своей годовой, то в итоге ему выставляется лишь годо-вая, а если ниже, то экзаменационная. И только при совпадении этих двух цифр в аттестат проставляется аналогичная оценка. Понимание этого момента во многом деморализует школьника -ведь что толку стараться готовиться к экзаменам, если оценку выше годовой все равно не поставят. Уверенный в себе ученик понимает, что уж свою родную оценку он в любом случае полу-чит, так, значит, чего особенно стараться. А вот не очень уверенный беспокоится о том, чтобы не утратить свой имидж (сдача большинства экзаменов в 9 классе никак не влияет на аттестат о среднем образовании). Нельзя забывать и о ярлыках "троечник", "хорошист", "отличник", ставших "второй натурой" каждого школьника.

По-человечески более справедливым и психологически более адекватным было бы иное отношение к экзаменационной оценке: если получишь выше годовой - ставится более высокая, а если получишь ниже на 1 балл, то ставится годовая.

[an error occurred while processing this directive]

источник: Сайт врача-психотерапевта Алтунина

 1  2  3  4 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru