Не многие абитуриенты мечтают о профессии лоббиста. Уж слишком специфична сфера Government Relations (связи с органами государственной власти), чтобы вызывать массовый интерес. К тому же здесь вряд ли можно сделать стремительную карьеру: чаще всего GR-специалистами становятся люди, не один год посвятившие государственной службе. Однако спрос на `джиарщиков` растет с каждым годом.
Официально лоббизма в нашей стране не существует: специальное законодательное регулирование этой деятельности отсутствует, профессиональной ассоциации лоббистов тоже нет (для сравнения на Западе сегодня действуют тысячи лоббистских организаций), да и представления в обществе о самой профессии очень смутные. Тем не менее GR-специалисты активно работают на отечественном рынке труда уже более пяти лет.
Сразу расставим все точки над `i`, пояснив, в чем состоит отличие лоббизма от GR-менеджмента. GR - это сфера общего менеджмента, а лоббизм - всего лишь инструмент, технология. `Джиарщик` должен найти и организовать специалистов, которые обладают достаточным багажом профессиональных и личных знаний. А лоббист является той главной единицей (профессионалом со связями в госорганах), на которой держится вся сфера GR. Но из-за неразвитости рынка и низкой компетентности всех его участников говорить о точности терминов пока не имеет смысла. Как бы ни назывался этот специалист в конкретной организации - GR-менеджер или лоббист - основная функция у него будет одна: налаживание связей компании, которую он представляет, с органами государственной власти. К слову, эта работа не имеет ничего общего с банальным подкупом. Задача лоббиста - не решение конкретной проблемы, а установление неформального диалога.
Из чиновников - в GR
Методы работы отечественной власти - закрытые и непрозрачные, `достучаться` до чиновников человеку `с улицы` практически невозможно. Поэтому первое и самое главное условие успешной карьеры в GR-сфере - личные контакты и знакомства с представителями госорганов. А такие связи обычно приобретаются еще до прихода в GR. `Лоббист в традиционном, классическом понимании - это бывший депутат Госдумы, член Совета Федерации, сотрудник какого-нибудь министерства или ведомства, работник администрации президента или аппарата правительства. Человек с таким прошлым - идеальный кандидат для работодателя. Лоббисты обязаны `знать` нужных людей, а на госслужбе завести знакомства - проще простого`, - говорит Сергей Костяев, преподаватель кафедры публичной политики факультета прикладной политологии Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ).
Но помимо преимуществ выходцы из органов власти могут обладать целым рядом недостатков, самые распространенные из них - слабое знакомство со спецификой работы в бизнесе, чрезмерно высокие амбиции бывших чиновников и, как следствие, трудности в общении с рабочим коллективом. Поэтому если раньше в GR были исключительно `свои` (проверенные люди со связями и контактами), то теперь происходит профессионализация рынка труда: ценятся специалисты с хорошими менеджерскими компетенциями, умеющие продвигать интересы компании таким образом, чтобы это положительно влияло на капитализацию бизнеса. `Мне кажется, тенденция перехода госчиновников в бизнес и людей бизнеса - в госорганы, которая наметилась в последние годы, во многом оздоравливает ситуацию, - говорит Виктор Дмитриев, президент Ассоциации российских фармацевтических производителей. - Воспринимая ситуацию с разных точек зрения, приобретаешь ценный опыт и можешь видеть то, чего никогда не увидел бы, если бы находился по одну сторону баррикад`.
Выходим из тени
Инструментарий лоббиста
- Внедрение своих сотрудников во власть
- Неформальные контакты
- Участие в работе политических и общественных организаций
- Покровительство чиновников
- Судебные процедуры (иски, тяжбы, апелляции, аресты)
[an error occurred while processing this directive]