Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Возраст поступления в школу

<<назад

0В начале 80-х годов в связи с проектом изменения начального возраста приема детей в школу (с 7 лет на 6) были проведены массовые медико-психологические обследования детей 6 лет по всей стране. Данные о состоянии здоровья и о психологической готовности детей 6 лет к школе носили столь угрожающий характер, что явились основанием для отмены этого проекта.

Изменения, произошедшие за последние 15-20 лет, говорят, скорее, о резком обострении ситуации, чем о каком бы то ни было ее улучшении. Результаты серьезных исследований свидетельствуют, во-первых, об общем ухудшении состояния здоровья детей и, во-вторых, о том, что психологическая устойчивость и общий уровень тревожности современных детей в возрасте 5-7 лет также не изменился в лучшую сторону.

Дети шестилетнего и даже пятилетнего возраста нередко проявляют высокую познавательную активность, которая может быть основой для успешного обучения. Однако по данным физиологических и психологических исследований обучение маленьких детей должно быть жестко связано с соблюдением ряда определенных условий. В общих чертах эти условия состоят в следующем:

1. Квалифицированные педагогические кадры, знающие возможности и особенности детей дошкольного возраста. Дети 5-6 лет существенно отличаются от семилеток. Они требуют других способов общения, другого отношения, другого типа личности. Нет ничего печальнее, чем учитель начальной школы, работающий с дошкольниками, - как показывает практика, и учитель, и ученики получают от такой встречи серьезные психологические травмы.

2. Содержание, методы и формы образования, адекватные возрасту. Образовательный процесс должен быть сориентирован не столько на предметное содержание образования, сколько на интересы и склонности самого ребенка. Эмоциональное и социально-личностное развитие в этом возрасте значительно важнее, чем усвоение знаний и навыков. Образование должно проходить преимущественно в игровых формах и не может быть связано рамками привычной для школы дисциплины.

3. Материально-технические и медико-социальныне условия, ориентированные на возрастные особенности этих детей. Детям необходимы дневной сон, пространство для игр, игрушки, место для прогулок с игровым оборудованием. Должны быть созданы условия для проведения общеукрепляющих и оздоровительных процедур и многое другое.

Все эти условия были многократно прописаны в официальных документах Министерства образования при переходе к обучению с 6 лет. В частности, предполагалось, что школа, в которой обучаются шестилетки, должна располагаться в отдельном
помещении или в крайнем случае на отдельном этаже, должны быть снижены продолжительность и количество уроков для детей 6-летнего возраста, изменен режим перерывов в занятиях, введены динамические паузы, увеличена доля гуманитарных предметов и т.п.

Но жизнь показала, что современная начальная школа в массе своей не в состоянии обеспечить такие условия детям 6 лет. Для этого отсутствуют и материальные, и организационные основания; классно-урочные формы обучения остаются доминирующими; педагоги не имеют специальной квалификации для работы с детьми этого возраста.

Некоторые тревожные последствия этого очевидны уже сейчас.

В подавляющем большинстве школ учителя применяют традиционные методы и формы работы с шестилетками, рассчитанные на 7-8-летних детей. В результате дети испытывают острые отрицательные эмоции и переживания неуспеха, несмотря на искреннее стремление и усилия соответствовать требованиям учителя. Ребенок, не понимая этих требований, начинает бояться учителя. Очень многие дети 6-6,5 лет засыпают после первого же урока, не выдерживая минимальной учебной нагрузки в классе. Шестилетки на уроках пытаются играть `под партой`, втайне от учителя.

Многие учителя не знают, как себя вести с маленькими детьми. Привычные действия не срабатывают; опытный учитель видит, что дети совсем другие, чем те, к которым он привык, но понятия не имеет, что с ними делать. Часто растерянность учителей находит выход в неадекватных действиях. Например, детям запрещают играть даже на переменах, иногда - в качестве наказания за невнимательность и отсутствие работоспособности на уроке.

Все это отрицательно отражается не только на психологическом состоянии детей, но и на их здоровье. У шестилеток в школе в два раза чаще, чем в детском саду, наблюдаются невротические реакции, различные психосоматические расстройства (бронхиальная астма, нейродермит, энурез, заболевания пищеварительной системы и т.п.).

Эти и многие другие наблюдаемые факты с высокой вероятностью могут привести к весьма печальным итогам.

Весь комплекс условий в современной массовой школе направлен на возникновение у маленького ребенка отрицательного отношения - сначала к себе как к ученику, а потом и вообще к школе, да и ко всему процессу обучения. Ребенок перестает верить в свои способности и уже не хочет учиться. Родители таких детей и психологи очень хорошо знают, как трудно (порой почти невозможно) преодолеть такую установку, когда она уже возникла. Высокий уровень школьной тревожности не только приводит к трудностям в обучении шестилетних детей, но и разрушает их здоровье. Совершенно очевидно, что современные шестилетки платят высокую цену за поспешность своих родителей, поторопившихся отдать их в школу.

По статье Елены СМИРНОВОЙ,
доктора психологических наук,
профессора, заведующей
Центра игры и игрушки
Московского городского
психолого-педагогического университета

http://www.1sentyabrya.ru/start/other/2007/04/07/articles_3515.html

[an error occurred while processing this directive]

источник: 1 Сентября

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru