Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Проблема пятого класса

<<назад

0Есть такой термин: `проблема пятого класса`. Сошлемся на специальное исследование А. Краковского о подростках: `На уровне V класса резко возрастает количество уродливых явлений в поведении. О том, что дело обстоит именно таким образом, можно судить на основе данных, полученных в наших 18 классах... В этих классах, в которых обучался 551 младший подросток, обнаружилось, что в период обучения в пятом классе учащиеся стали упрямиться в среднем в 6 раз чаще, чем это наблюдалось в четвертом классе; что в 10 раз возросло количество случаев противопоставления себя учителю; что в 7 раз увеличилось число ребят, в поведении которых проявилось стремление поступать вопреки чужой воле (негативизм); что в 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками и в 5 раз чаще - своеволие; что в 42 раза увеличилось число недостаточно мотивированных поступков`.

Таковы внешние формы кризиса. А что творится в душе подростка, как изменяется его психология?
Происходит скачок в стиле мышления. Прежде ребенку трудно было в частном разглядеть общее. (Оттого младшие школьники, например, всегда предпочитали пересказывать содержание, а не выявлять главную мысль.) Теперь же из нетерпеливого стремления поскорее доосмыслить мир и себя рождается обратное качество: индивидуальный факт легко и без достаточных оснований превращается в обобщение. Какой-то один увиденный или рассказанный случай, один просмотренный фильм - и возникает уверенное: ага, это я знаю, тут все ясно.

Другой скачок совершается в эмоциональной сфере. Он связан не только с просыпающимся ощущением пола, но и со всем миром чувств в целом. У подростка появляется повышенная реактивность, ранимость. Он больше утомляется, раздражается, вспыхивает из-за пустяков. Вместе с тем развивается почему-то большое доверие к сложившимся даже и случайно симпатиям и предубеждениям. Первое впечатление начинает играть решающую роль. Соединяясь с особенностью мышления (легкое превращение частного в общее), эта черта подростка делает подчас весьма сложной попытку воздействовать на него. Он нередко заражается пристрастиями, ложность которых почти невозможно ему растолковать.

Но самый коренной сдвиг периода отрочества - приходящее чувство взрослости. Чувство, как мы понимаем, еще обманчивое. В нем больше страстного желания, чем уверенности. Но так или иначе именно оно в первую очередь характеризует внутренний мир подростка и его отношения с окружающими. Он претендует на равноправие со старшими, требует уважения к себе, требует самостоятельности. Он жаждет самоутверждения во всем, вплоть до мелочей и потому, например, любое проявление заботы о нем - чтобы не простудился, вовремя поел - рассматривает как оскорбительную попытку удержать его на роли дитяти. С языка его не сходит заносчивое: `Что я, маленький?!`

источник: nachideti.ru - Портал для родителей.

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru