После вспышки негативизма и строптивости наступает в основном спокойный период. Растет привязанность и интерес к близким, желание подражать. В возрасте от трех до шести лет ребенок черпает из общения со старшими огромный строительный материал для своей личности.
Он уже заметно взрослеет, менее рассеян, может наблюдать за собой, в нем просыпается первая потребность товарищества. Если лет до четырех малыш туго сходится с другими детьми и предпочитает играть один, то отныне он ищет компанию.
Он придвинулся к взрослости. Но еще остается в силе сказанное о повышенной эмоциональности детей, о неспособности жить отдаленным будущим. Добавим сюда трудность сознательного переключения с занятия на занятие, с задачи на задачу. Однако произвольно он, напротив, расположен перескакивать вниманием с одного на другое, его внимание еще не устойчиво.
Дошкольный период - самый, пожалуй, интересный в малыше. В пяти-шестилетнем карапузе причудливо переплетены разнообразные качества. Давайте приглядимся к нему повнимательнее.
`В-в-в!` - надсаживается он, крутя воображаемый руль. Сейчас он шофер. Через пять минут скулит в уголке. `Что ты? Иди сюда`. `Нет, я на цепи сижу`. Он уже собачка. `Бур-бур-бур` - и топает ногами. `Перестань шуметь!` - `Но я ведь медведь. Я иду и бормочу себе на ухо`. И так целый день. Необходимо, понять: каково и шоферу, и медведю, и собаке. Он перепробует и переиграет тысячу ролей.
Укладывают спать.
- Как только уснешь, - лукаво говорит мама, - тебе приснится тигренок и будет с тобой играть. А я мешаю.
- Нет, мамочка, не уходи. Он меня одного укусит.
Вот вам хитрость. А вот простодушие:
- Папа, я спрятала куклу, а ты ищи. Только не смотри вот сюда!
А вот образчик логики:
- Кушай побольше, вырастешь большой.
- Как Сережа?
- Как Сережа. Потом, как папа... А потом, как дедушка...
- Я не буду кушать! Я не хочу стариться! Какой глупыш, а? Вроде бы, да. Но совсем рядом:
- Папа, как тебе не стыдно спать! Я уже встал, а ты все спишь!
- А может быть, тебе только это снится, а на самом деле ты лежишь в кровати?
Короткое ошеломление, затем напряженная работа мысли. И критерий истинности найден:
- Но ведь ты тоже видишь, что я встал! Ум, способность к рассуждению? Бесспорно.
А когда он сочиняет стихи, рисует яркие фигурки, ахает: `Птичка босиком!`, или говорит: `Дикопотан`, `Утильстарье`, `В Лилипутии стреляют из лилипушек`, нас изумляет поэтическое видение мира, чувство слова, творческий огонек... источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |