I. Подготовка к походу
1. Провести беседы с детьми:
- о правилах поведения в зимнем лесу (нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки становятся хрупкими и легко ломаются; быть внимательными - чтобы не пропустить следов на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи);
- о зимней походной одежде (варежки - 2 пары, закрывающая уши шапка, куртка, брюки, закрывающие сверху обувь);
- о походной еде (1-2 печенья, 1-2 бутерброда, горсточка сухофруктов или орехов, 1-2 кислые конфеты).
2. Провести беседу с родителями: о маршруте и длительности похода, об одежде и еде, о программном содержании.
3. Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.
4. Ознакомиться с прогнозом погоды.
Подготовить схему маршрута похода, указать местонахождения остановок для экологических занятий, малых и большого привалов.
Приготовить 4 красных флажка для перекрывания автомобильного движения при переходе через трассу.
II. Перед выходом
Проверить одежду, обувь, наличие носков, варежек.
Выдать поясные сумки, в которые дети должны уложить еду.
Ознакомить детей со схемой маршрута.
Провести всем детям точечный массаж носоглотки, специальный массаж горла.
III. По дороге в лес
Построение по парам. Впереди - воспитатель по физической культуре, в конце - два сильных мальчика и воспитатель с экологом.
Прощаемся с детским садом: `До свидания, до встречи!`
У автодороги просим детей понюхать воздух и запомнить запах. Переходим через автодорогу, перекрывая движение красными флажками.
IV. В лесу
Воспитатель предлагает поздороваться с лесом. Читает стихи о природе, вспоминает с детьми правила поведения в зимнем лесу (см. п. I).
Особенностью зимнего похода является то, что остановки в движении по маршруту не должны превышать по времени 2-3 минуты, при этом необходимо следить за самочувствием и внешним видом ребят: цветом щек, носа, дыханием. Запланированные наблюдения можно проводить, сбавляя темп движения. Двигаться следует в колонне с интервалом 0,8-1 метр.
Для разогрева рук можно выполнить упражнения: на счет 1-2-3-4 - потряхивание руками вверху, на 5 - резко сбросить руки вниз, на 6-7-8 - покачать ими вперед-назад. Для разогрева ног делать подскоки на месте или несколько махов вперед-назад ногой, держась друг за друга.
Воспитатель физической культуры проводит дыхательные упражнения, следит за правильным дыханием во время движения: оно должно быть `носовым`, но если ребенок дышит ртом, можно научить его держать язык прижатым к небу, чтобы воздух, обтекая его, нагревался перед тем, как попасть в горло.
Малый привал делается через 20-25 минут после начала движения. Дети делают дыхательную гимнастику, сравнивают воздух леса с тем, что был возле автодороги, сверяются с маршрутом. Съедают кислую конфету-леденец.
Двигаясь дальше по маршруту, проводят наблюдения с воспитателем.
Большой привал делается на середине маршрута и длится 25-30 минут. Во время привала воспитатель физической культуры проводит командные игры, поднимающие настроение и не дающие детям остыть.
Лидия Бекренева,
заведующая детским садом, г. Кинешма
Михаил Яснов
ЗИМНЯЯ СКАЗКА
Поросёнок-сёнок-поро,
Жеребёнок-бёнок-жере
Шли однажды по дороге
Ниоткуда никуда.
Поросёнок-сёнок-жере,
Жеребёнок-бёнок-поро
Поскользнулись и упали
И скатились под откос.
Порожёнок-жёнок-жере,
Жересёнок-сёнок-поро
Так запутались в сугробе,
Что подняться не смогли.
Говорила Мышка Кошке:
- Я вчера видала чудо:
Ржал в сугробе поросёнок,
Как лошадка на лугу!
Отвечала Кошка Мышке:
- Это всё пустые сплетни.
Я слыхала - жеребёнок
Хрюкал до ночи в снегу!