Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Переживания в красках

<<назад

Большинство детей в возрасте с 3 до 7 лет рисует. Рисование, как и игра, помогает им осознавать свое место в мире, познавать окружающую действительность. Оно помогает им справиться с различными эмоциями, которые у них возникают в процессе взаимодействия с людьми, обстоятельствами и с самим собой.

Рисуя, ребенок вполне выражает себя. Но по рисункам всегда видно, какой опыт не дается ребенку, какая часть реальности является для него незначимой или вовсе недоступной. Многие дети не владеют своими эмоциями. Многие переполнены переживаниями и не могут их выразить. Многие, наоборот, не могут задержаться в своих чувствах, чтобы прожить их до конца. Часто дети эмоционально скованны. А иногда эмоционально вообще не развиты.

Но при помощи красок с детьми можно рисовать их переживания. Такое рисование помогает детям осознавать свои эмоции. Взрослые, как правило, рисуют с детьми конкретные изображения (домик, человечка, машину, цветок). Чаще всего при этом используется карандаш, ручка или фломастер.

Но сами взрослые ничего не переживают в этот момент. Мы просто показываем ребенку, как эти вещи можно изобразить (`квадратик, на нем треугольничек` и т.д.). И красками мы учим ребенка `раскрашивать`, а вовсе не выражать свой внутренний мир. Хотя на самом деле краски позволяют выражать определенные состояния души, и выражать более непосредственно и адекватно, нежели карандаши и фломастеры. Чтобы переживать эти состояния вместе с ребенком, нужно, работая с краской, научиться переживать их самому.

На листе бумаги ничего не нарисовано, на нем одна синяя краска. Но это не просто краска, это синее-синее море. Вы можете добавить в нее немножко голубой, немножко изумрудно-зеленой и даже фиолетовой. И белая бумага нигде не должна выглядывать, потому что везде вода, одна синяя вода.

Дети это очень хорошо понимают, потому что у них с фантазией все в порядке. Им нравится, что краска мокрая и расплывается, и что она может быть жидкая или, наоборот, густая. Есть дети, которых совершенно завораживает рисование по мокрой бумаге, когда краска расплывается, принимая причудливые формы.

А некоторым безумно нравится мешать краску в баночках, составлять новые цвета. А можно море делать с волнами, или делать бурю, или штиль. Это зависит от движений кисти и руки. Если рука движется плавно, горизонтально, краска размазывается ровно - будет штиль. Можно в этот момент разговаривать с ребенком шепотом, потому что на море тишина. Если рука движется слева направо волнисто до конца листа и так рядами, получаются прекрасные волны. А если рука движется бурно, кругами (`каляками-маляками`), то будет буря. Тут можно и пошуметь, как буря, позавывать и даже попрыгать.

А теперь на листе бумаги краска желтая и бежевая. Это желтый-желтый песок. А может быть, это вовсе не песок, а золотая-золотая осень. Все зависит от того, что ближе будет ребенку, что его захватит. Если он читал про Африку, где жара и пустыня, или если он любит играть в песочнице, это будет песок. А если за окошком все пожелтело, и ребенок ежедневно гуляет в парке, это будет осень. А может быть, это будет сегодня - песок, а через некоторое время (но не сразу) мы повторим рисунок с желтой краской, и это будет уже осень. Только тогда рисунок будет отличаться названием и оттенком краски. Потом мы дополним наш рисунок-переживание нужными деталями, пятнышками-листочками, контурами деревьев или кактусами и черепахами (как в пустыне), или нарисуем крокодила и верблюда (они живут в Африке). Но пока мы рисуем цвет, связанный с определенной эмоцией, которая для ребенка не называется впрямую, но через обозначение `среды` (вода, небо, песок, воздух и листва и т.д.).

Точно так же можно рисовать зеленую-зеленую поляну, темную-темную ночь, голубое-голубое небо, белый-белый снег и т.д. Слова в названии тем, обозначающие цвет, не случайно повторяются дважды. Такое повторение усиливает смысл, акцентирует внимание ребенка на цвете, поддерживает эмоциональный настрой. Все эти рисунки дополняются деталями, в зависимости от возможностей ребенка. На зеленой поляне ставятся разноцветные точки-цветы. На небе светятся яркие звездочки или рисуются белые пятна облаков, на снегу могут быть следы или вырастают елки, да и сам снег может сыпаться с неба (точки) или лежать в сугробе (пятно). Чтобы снег был хорошо виден, можно использовать тонированную бумагу светлых тонов.

Через такое рисование ребенок научается, во-первых, проживать эмоции интенсивно. Во-вторых, выражая их через цвет, он становится внутренне свободнее, обучается спонтанности (ведь процесс размазывания краски по листу не ограничен никакими преградами в виде контура), он начинает ощущать связь между движениями руки, характером мазков и тем эмоциональным импульсом, который он вкладывает в тему.




Мария Водинская,
`Дошкольное образование`

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru