Общие указания Поступающий в среднее специальное учебное заведение должен показать знание основных теоретических положений химии как одной из важнейших естественных наук, лежащих в основе научного понимания природы. Экзаменующийся должен уметь: - применять изученные в школе теоретические положения при рассмотрении классов неорганических и органических веществ и их конкретных соединений, раскрывая зависимость свойств веществ от состава и строения; - решать типовые и комбинированные на их основе расчетные задачи; знать свойства важнейших веществ, применяемых в народном хозяйстве и в быту; - понимать научные принципы важнейших химических производств (не углубляясь в детали устройств различной химической аппаратуры); - комментировать уравнения реакций, лежащих в основе изученных производств (серной кислоты), выявляя при этом способы решения экономических и экологических проблем; - уметь связать свойства веществ с их применением; - определять способы личного поведения в конкретной ситуации, способствующие защите окружающей среды; - раскрывать сущность глобальных проблем человечества и описывать роль химии в их решении (сырьевой, энергетической, экологической); - выявлять преимущества комплексного использования сырья. На экзамене можно пользоваться таблицами: "Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева", "Растворимость оснований, кислот и солей в воде", "Электрохимический ряд напряжений металлов". При решении расчетных задач разрешается пользоваться микрокалькуляторами. Основные понятия химии Химические элементы. Атомы, молекулы, ионы. Начальные представления о строении атомов. Атомные и ионные соединения. Валентность атомов химических элементов. Химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная и молекулярная масса. Основные классы химических соединений: оксиды, кислоты, основания, амфотерные гидроксиды, соли, их химические свойства. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, реакции окисления-восстановления, (экзо-) эндотермические реакции. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов Современные представления о строении атомов. Состав атомных ядер. Изотопы - разновидности атомов химического элемента. Порядковый номер элемента - заряд ядра его атомов. Современная формулировка периодического закона. Строение электронных оболочек атомов элементов первых трех периодов. Понятие об электронном облаке и s-, р- орбиталях, формах электронных облаков, спине. Электронные формулы и графические схемы строения электронных слоев атомов. Особенности электронного строения атомов элементов больших периодов. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе элементов. Периодическое изменение свойств химических элементов, простых веществ, соединений элементов (высших оксидов, гидроксидов, водородных соединений). Характеристика элемента (главной подгруппы) и его соединений на основе положения в периодической системе и строения атома. Химическая связь. Атомная (ковалентная) связь, способы ее образования. Длина и энергия связи. Понятие электроотрицательности химических элементов. Неполярная и полярная атомная связь. Образование частичных зарядов на атомах. Ионная связь, ее образование. Заряды ионов. Понятие степени окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Кристаллические решетки веществ с различным типом химической связи, зависимость свойств веществ от типа решетки. Химические реакции в водных растворах Молекула воды как электрический диполь. Механизм растворения в воде веществ с ионной и полярной атомной связью. Тепловые явления при растворении. Электролитическая диссоциация как обратимый процесс. Степень диссоциации, сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, щелочей, солей. Свойства ионов. Реакции ионного обмена в водных растворах, условия их необратимости. Гидролиз солей. Понятие о протолитах.
|