Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ПТУ
Каталог сотрудников
Законодательство
Профессии
Программы
Статьи
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Как выжить?

<<назад

- История профессионального образования - сплошная полоса реформ, безжалостной ломки традиций, политического волюнтаризма. Это уже не путь проб, а путь ошибок. Горьких, но поучительных и, увы, скоро непоправимых. Подобных экспериментов в России не проводилось ни с одним уровнем образования, - убежден директор профлицея N 59 Каневского района, председатель президиума Совета директоров профессионального образования Краснодарского края Алексей Литвиненко.


И факты действительно пугают. На Кубани большинство зданий училищ почти полностью изношены, девять в аварийном состоянии, а денег на ремонт из федерального бюджета много лет не выделялось.

- Не знаю, плакать или смеяться, когда при устройстве на работу слышу от выпускников, на какой допотопной, уже забытой нами технике получали они профессию, - признается генеральный директор Краснодарского объединения работодателей Борис Коваленко.

Десять лет не обновляется материально-техническая база училищ. Сегодня всем машинам, тракторам и станкам - по десять-двадцать лет, и "живы" они только благодаря бесконечным ремонтам. А ребята заведомо учатся на них прошлому.

Не финансирует государство, разрушены связи с базовыми предприятиями. Что делать, когда о рабочих профессиях для многих тысяч парней и девчонок, об их будущем уже не заботится никто?
Профучилища пытаются нести эту ношу самостоятельно. И каждое на свой страх и риск ищет собственный путь выживания.
- Сегодня никто не может обеспечить бесплатное и доступное обучение для всех. И не от хорошей жизни мы набираем дополнительные группы на платной основе, - рассказывает Алексей Литвиненко. - Только они дают возможность хотя бы частично возместить расходы на покупку сырья и материалов для уроков производственного обучения, ремонт оборудования, приобретение техники - все, на что других средств сегодня нет.

Учимся зарабатывать.

Один из путей предложил недавно краевой Департамент образования и науки. По его инициативе вот уже два года мастерские профессиональных училищ и лицеев выполняют госзаказ на изготовление мебели и швейных изделий для школ-интернатов и новостроек, детских домов и общежитий. И только в прошлом году получили три с половиной миллиона рублей из краевого бюджета по целевым программам "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды".
Ребята из двадцати восьми сельских училищ Кубани проходят производственное обучение на землях учебных хозяйств и выращивают пшеницу и свеклу, арбузы и подсолнечник, кукурузу и овощи. Причем порой получают самые высокие урожаи в районе.

И большинство училищ умудряются бесплатно организовать горячие обеды для своих подопечных, даже когда целевые деньги на питание к ним не поступают. А некоторые сейчас кормят ребят уже трижды в день.

- Чтобы выжить, училищу необходимо развернуть собственное производство. Это нелегко, но другого реального выхода, боюсь, пока нет. Мы живем на селе и прежде всего воспользовались старыми запасами. Договорились с местными властями о расширении опытных полей и сейчас обрабатываем 640 гектаров пашни. Содержим в исправности пятьдесят тракторов двадцатилетнего возраста, комбайны и стараемся возместить погрешности в их работе хозяйской заботой о земле. Под руководством преподавателей- агрономов ребята грамотно меняют семенной фонд, ежегодно вносят до ста тонн удобрений. И в прошлом году каждый гектар пшеницы принес 4 тысячи рублей прибыли, сахарной свеклы - 7,5 тысячи... Продали продукции на 4,5 миллиона рублей и наконец-то начали по лизингу приобретать новую технику: два трактора, сеялки, культиваторы, - рассказывает директор училища N 66 станицы Староминской Анатолий Боровин. - Но все-таки я глубоко убежден, что учебные лаборатории должны не приносить доход, а быть настоящей кузницей кадров.

- Прежде всего мы обязаны готовить хороших специалистов, но при этом вместе с ребятами учимся зарабатывать деньги ,- соглашается с Анатолием Боровиным директор армавирского училища N 11 Юрий Андрусенко. - Еще два года назад нам не хватало половины оборудования. Что ж, восстановили старое и начали выполнять несложные заказы в своих мастерских. В прошлом году удалось заработать два миллиона - купили компьютеры, сварочные полуавтоматы, транспорт, сельхозмашины. Увеличили доплаты преподавателям, закупили учебники ребятам. Подготовили материальную базу для открытия семи новых профессий: водителей, операторов ЭВМ, художников, экологов, специалистов по охране труда... Как и положено, четко ведем аттестацию учебных рабочих мест.

- Если раньше преподаватели уходили из училища - теперь к нам конкурс. Ученики с удовольствием работают в мастерских и на практике и в свободное время, и на каникулах, потому что мы отдаем им всю зарплату да еще поощряем за хороший труд, - рассказывает Юрий Викторович. - Приходится решать множество проблем. Сейчас много ребят с ослабленным здоровьем, детей-сирот - всех подкармливаем на свои средства. Часто приходят с четырьмя, шестью классами образования - вместе с вечерней школой организовали компенсационное обучение. А главное, заключили договора с базовыми предприятиями, и теперь почти половина выпускников устраивается там работать.

...Сейчас на Кубани готовится постановление главы администрации края Александра Ткачева: у каждого училища, как прежде, будет свое базовое предприятие. Медленно, с большими трудностями профучилища учатся выживать.


Любовь СУСЛОВА




 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru