Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ПТУ
Каталог сотрудников
Законодательство
Профессии
Программы
Статьи
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Кто в рабочие идет?

<<назад

В прошлом году Институт развития профессионального образования по заданию Минобразования РФ провел широкомасштабное Всероссийское социологическое исследование - опрос студентов и преподавателей системы НПО. Охват получился внушительным: 25 тысяч учеников и 5 тысяч преподавателей всех федеральных округов России. Подобное исследование, как известно, было предпринято ровно десять лет назад В.Собкиным и П.Писарским. Однако его масштаб с нынешним несопоставим. Не были грандиозными и другие исследования, хотя их авторы всерьез претендовали на выводы о состоянии системы образования в целом по стране, основываясь на далеко не репрезентативных выборках. Какие же результаты получены сейчас?


Зарубежные специалисты утверждают, будто наши ПТУ становятся прибежищем детей, не усваивающих общеобразовательную программу, но желающих выйти на рынок труда с дипломом. Возникают естественные вопросы о том, кто эти дети и что характеризует семьи будущих дипломированных рабочих. У почти половины их родителей есть общее среднее образование, у трети - среднее специальное, десятая же часть не имеет основного образования. Две трети родителей - рабочие, почти восьмая часть - колхозники или фермеры. Служащие составляют семь с небольшим процентов, инженеры - около четырех, руководители - 2,1 процента, 12 процентов родителей - безработные, и в основном это отцы. По этим данным можно сделать вывод о том, что социальный облик учащихся системы НПО свидетельствует о наличии сословности. Причем это не только историческая традиция, но и принцип современного общественного уклада, обусловленный явлением социального наследования. Во многом выбор детей определяется имущественным положением и мировоззрением родителей, которое, вне всякого сомнения, определяется материальным положением семьи.

Так какое оно, это материальное положение?

Во-первых, нужно учесть, что большинство семей, в которых есть учащиеся ПТУ, к числу благополучных не отнесешь. 38,4 процента - неполные семьи, половина семей не имеют отцов. Стоит ли удивляться, что у 80 процентов семей учащихся доход составляет менее тысячи рублей в месяц на одного члена семьи, у трети - ниже 500 рублей, у трети семей доход приносит садовый участок, у 24,1 процента - дом в деревне. Кстати, ребята указывают в анкетах, что поступали в ПТУ, постоянно испытывая чувство голода (5 процентов), надеясь на бесплатное питание, а каждый десятый поступал из-за плохого материального положения семьи. Голодные, лишенные должного внимания и заботы семьи ребята поступают в ПТУ потому, что школа не хочет их воспитывать и обучать (многим приклеивают в школе ярлык трудновоспитуемых, а то и отпетых). Но, даже сделав случайный выбор учреждения НПО, через некоторое время ребята оказываются довольны выбором профессии. Отчасти это происходит потому, что в училищах к ним относятся не так, как в школах, помогают повзрослеть, найти свое место в жизни.

Результаты исследования продемонстрировали значительный спад общественной активности учеников. Более 70 процентов не участвуют в общественной деятельности, проявляя удивительную пассивность. Это не значит, что у ребят нет своих любимых партий, политических объединений. На первом месте - ЛДПР во главе с Жириновским (5,4 процента), на втором - "Единство" во главе с Шойгу, затем идут сторонники демократических реформ - Гайдар, Хакамада, Немцов (3,4 процента), анархисты (2,6 процента), коммунисты (3,4 процента). 47 процентов учащихся вообще не поддерживают какие-либо политические или общественные движения.

Как же складывается их жизнь, что их интересует, какие пристрастия они имеют?

В основном учащиеся смотрят в свободное время телепередачи (57 процентов), слушают музыку и смотрят видео (60 процентов), слушают радио (34 процента), ходят в гости к друзьям (28,1 процента), посещают различные тусовки (17,6 процента), занимаются спортом (20 процентов).

Стоит ли удивляться, что такой пассивно-развлекательный способ проведения досуга не способствует "окультуриванию" - мат, сленг, жаргон стали явлением повсеместным, более семидесяти процентов учащихся ПТУ курят, половина употребляют алкогольные напитки, 12 процентов - приобщаются к наркотикам время от времени, а 2,2 процента - постоянно. (Если бы наркотики стоили дешевле или семьи были позажиточнее, этот процент был бы более высоким). Наркотиками дети глушат свою неудовлетворенность жизнью (36,4 процента), скуку (14,2 процента). Спасти их можно было бы интересным досугом, занятиями спортом, общением с интересными людьми, умной воспитательной работой, превращением учреждений НПО в центры организации свободного времени, но всего этого пока нет.

Очень важная часть исследования - определение жизненных ценностей учеников. Приоритет у большинства из них (53,4 процента) - желание иметь крепкую семью, этого хотят 56 процентов городских и 18 процентов сельских учащихся. Стать высококвалифицированными специалистами хотят 42,2 процента, богатыми и материально независимыми людьми 35,5 процента, иметь крепкое здоровье 36,2 процента. Тревожно то, что служить людям хотят только 2,6 процента опрошенных, приобщаться к культуре и знаниям 5,5 процента. Но самое печальное в том, что 34,6 процента опрошенных, хотели бы родиться и жить за границей, объясняя это тем, что в России низкий уровень жизни (40 )процентов), низкая социальная и правовая защищенность (28 процентов), низкий культурный уровень в обществе (10 процентов), что на Родине трудно проявить свои способности (14 процентов).

Такие выводы не удивляют: ведь большинство детей проводят свободное время у телевизоров и видеомагнитофонов, смотрят фильмы с образцами зарубежного благосостояния. Фильмы вообще формируют своеобразное отношение к жизни. Не случайно треть учащихся не волнуют сцены убийства, 16 процентов с удовольствием видят насилие на телеэкране. При этом, как ни странно, 37,6 процента относят себя к глубоко верующим (однако каждый двадцатый учащийся уходит от православной церкви в сторону молельных домов, сект и других религиозных общин).

Отрадно, что многие ребята верят в будущее государственного сектора экономики. Если девять лет назад почти семьдесят процентов опрошенных хотели работать на частных фирмах, совместных предприятиях и в кооперативах, то сегодня приоритеты расставлены иначе: на первом месте госпредприятия (26,3 процента), на втором - иностранные фирмы (22,8 процента), на третьем - совместное (8 процентов) и на четвертом приватизированное предприятие (6,3 процента).


Виктория МОЛОДЦОВА

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru