(Доклад министра образования А.Н. Тихонова на коллегии 31 марта 1998 года)
1. Наше сегодняшнее расширенное заседание коллегии - это не только и не столько подведение итогов уходящего <отчетного> года, сколько знакомство с намерениями нынешнего состава Министерства образования и программой конкретных действий на краткосрочную, среднесрочную и дальнесрочную перспективу. В связи с этим в своем докладе я вначале кратко коснусь причин, побудивших Правительство РФ заняться разработкой новых организационно-экономических механизмов развития системы образования, затем в тезисной форме обозначу перечень действий и дел, без которых невозможно решить такие ключевые задачи образования, как повышение качества образования, создание социально-педагогических программ развития детей, подростков и молодежи как одного из важнейших условий повышения социальной мобильности личности и изменение напряженной социально-психологической атмосферы в стране. И в заключение остановлюсь на тех мерах по развитию организационно-экономического механизма образования, которые помогут преодолеть критическое социально-экономическое положение сферы образования в государстве и тем самым осуществить реальные шаги по повышению конкурентоспособности России в современном мире. 2. Обсуждение вопроса о пути развития системы образования России, о месте образования в осуществлении социальной политики страны в истекшем 1997 году буквально стало ареной столкновения самых различных политических, экономических и собственно профессиональных образовательных интересов. В ходе этих обсуждений не раз всплывали доводы о несвоевременности каких-либо изменений в системе образования, а также опасения, что новые экономические механизмы системы образования приведут к таким негативным социальным и экономическим последствиям, как рост социальной сегрегации, неравенства населения и падение доступности образования, поголовная подмена <бесплатного> (т.е. обеспечиваемого за счет государственного бюджета образования) - платным образованием, приватизация образования, ваучеризация образования, перенос ответственности за развитие высшего образования с федерального центра на регионы, отступление от российских традиций и, наконец, дороговизна системы вариативного образования. Именно в связи с этим <джентельменским> набором свидетельств несвоевременности и даже злокозненности новой стратегии развития системы образования и обеспечивающих ее организационно-экономических механизмов следует раз и навсегда сказать, что превращение России по чьему-то замыслу в страну платного приватизированного образования - это политический и социальный миф. Этот миф идет вразрез с историческим развитием России, с Конституцией как основным законом нашего государства. В действительности необходимость именно сейчас разработки организационно-экономического механизма функционирования и развития системы образования продиктована целым рядом причин. Первая из этих причин - это изменение социально-экономического уклада российского государства. Ответ на вопрос: <Может ли образование остаться островком старого мира в новом мире?> - напрашивается сам собой. Как тут не вспомнить слова о том, что нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Постоянные невыплаты долгов по заработной плате, стипендий, удручающая задолженность по коммуналке - все это, бесспорно, моральная вина и невыполненные финансовые обязательства государства перед армией учителей, преподавателей вузов, студентов, научных сотрудников. Долги возникают из года в год. И их надо платить. Но, когда гасят вспыхивающий в одном и том же месте пожар, то необходимо задуматься о причинах пожара. Возобновляющиеся критические ситуации, касающиеся социально-экономического положения сферы образования в государстве, свидетельствуют, что в основе этих социальных катаклизмов и человеческих трагедий лежит глубокий системный дефект во взаимоотношениях между государством и сферой образования.
|