Потешавшие всю страну в недалеком прошлом сатирические миниатюры о пиджаке из ателье индивидуального пошива или студенте из кулинарного техникума сегодняшнему юному поколению могут быть непонятны и несмешны. Как и причудливая лексика тех лет типа: "выбросили товар в универмаге", "давали в гастрономе мясо, масло..." или "взял с черного хода" или "из-под прилавка, по блату". А шуточки сатириков о продавце как о "простом инженере" стали реальностью только сейчас. В рыночных условиях тотальный дефицит всего и вся исчез, а продавцы перешли в новое качество. В цене профессионализм, а с ним-то нынче напряженка. Продавцов с пэтэушным образованием стараются не принимать в супермаркеты, фирменные магазины. Тот же принцип и при подборе кадров других профессий. Не лучшая репутация, мягко говоря, закрепилась за многими профтехучилищами. Часть училищ в подготовке специалистов не успевает шагать в ногу со временем, их выпускники остаются на рынке труда неконкурентоспособными. Поначалу они безуспешно пытаются самостоятельно или с помощью педагогов-наставников устроиться куда-либо. А затем становятся на учет в центр занятости или на Молодежную биржу труда. По статистике центра на конец прошлого, начало нынешнего года невостребованных выпускников училищ осталось 114. Из них 12 закройщиков из 68-го училища и учебно-производственного комбината ЦПО. 11 портных, выпускников 68, 69 училищ, 13 продавцов (85, 6 училища), 7 контролеров-кассиров (85 училище), 8 парикмахеров УПК ЦПО, 7 трактористов (77 училище), 6 секретарей-машинисток и 6 бухгалтеров из 65 училища и др. За год через центр занятости прошло гораздо больше выпускников ПТУ. Кого-то удалось устроить, а кого-то даже переучить другой профессии за государственный счет. Например, только одних бухгалтеров, ждущих своего места в центре, 73, а недавно поступивших сюда вакансий всего шесть. При подборе кадров работодателем, по словам специалиста центра Жанны Володькиной, приоритет у бухгалтеров с высшим и средне-техническим образованием и с опытом работы. Поэтому новоиспеченный бухгалтер из ПТУ, проучившись по годичной программе, заведомо невостребован. Средства, затраченные на обучение, вылетели в трубу. На одного учащегося училища (в зависимости от его профиля) ушло от 6 до 9 млн. (в старых рублях) в год. Да плюс зарплата преподавателям и мастерам производственного обучения. Вывод из этой простой арифметики такой - подготовку малоквалифицированных кадров пора прекратить. Казалось бы, истина бесспорна. Но обучение по старинке все еще продолжается в некоторых ПТУ. Как выяснилось из беседы с заместителем председателя департамента начального профессионально-технического образования Андреем Юрьевичем Ионовым, училищам приходится решать множество задач. С одной стороны, должны удовлетворять желание учащегося получить определенную профессию. С другой, обеспечить ее востребованность на рынке труда. К тому же выполнить функцию соцзащиты - подкормить ребят из малоимущих семей, не дать им сбиться с пути, спасти от наркомании и прочих напастей. Такая установка перекочевала из недавнего прошлого, культивирующего потребительскую психологию. Иждивенческое настроение переходит из поколения в поколение. Потому, считают некоторые, учиться хорошо в школе необязательно: государство в лице "шараги", как зачастую презрительно называют сами учащиеся ПТУ, позаботится. Там накормят, оденут да еще дадут профессию. И соответственно родителям таких подростков не о чем беспокоиться. Сегодня в кемеровских ПТУ обучаются 383 подростка, состоящих на учете в милиции. Все они из неблагополучных семей. По мнению начальника городского отделения УВД по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних Лилии Алексеевны Маслаковой, тесно сотрудничающей с училищами на протяжении 20 лет, затраченные на обучение некоторых ребят средства неоправданы. Знания ее подопечных, получивших среднее образование в ПТУ, по общеобразовательным дисциплинам, а часто и по специальным, очень слабые. К тому же многие вообще не собираются работать по полученной профессии. Потому, считает она, существующий порядок вещей, отношение к системе профтехобразования пора менять. Это же нелепо навязывать среднее образование тем, кто его не желает получать. Главное - обучать профессии и создавать рабочие места.
|