Вот уже третий год идет эксперимент по ЕГЭ. В 2003 году, как планируется, в нем будут участвовать 48 или 49 регионов. 300 тыс. школьников сдавали ЕГЭ в 2002 году, в 2003 их станет уже 700 тыс. - это 60% выпускников. Вузы Минздрава, Минкультуры и Госкомспорта также включаются в эксперимент в пилотных регионах. Для обеспечения максимальной "чистоты эксперимента" решено даже привлечь к организации ЕГЭ 2003 года ФАПСИ. За два с лишним года эксперимента над ЕГЭ и смеялись, и возмущались им, и, напротив, утверждали, что это панацея от всех проблем современной школы, а заодно и от вузовской коррупции. И вот, похоже, еще вчера непримиримые оппоненты постепенно приближаются к компромиссу. Что же говорит элита российского образования и российской политики о ЕГЭ сегодня? "Идиотизм тестов - это идиотизм всей школы" Я. Кузьминов, ректор Государственного университета "Высшая школа экономики", полагает, что вообще нечего на ЕГЭ пенять: ситуация с ЕГЭ - закономерный итог развития нашей системы образования, прежде всего школьного: "Идиотизм тестов, который нам был продемонстрирован, - это отображение идиотизма всей школы, идиотизма школьных программ, идиотизма учебников. В определенном смысле мы попали здесь в ловушку. Почему-то общество не смеется над тем, чему в учат школе, а вот при введении Единого экзамена оно стало, простите, хохотать. Всему, что заявлено на Едином госэкзамене, учат в школе. Чему же, казалось бы, смеяться? А вот, "вытащили" Единый экзамен, и он оказался смешной. Но на самом деле это ситуация с собственным отражением в зеркале - по известной всем пословице. Поэтому давайте не будем рассматривать работу над Единым госэкзаменом отдельно от наших совместных усилий по совершенствованию содержания образования и созданию единого образовательного стандарта". Г. Ягодин, ректор Международного университета (в Москве), также считает, что "спасать" сейчас нужно не ЕГЭ, а школу: "Когда Министерство образования опубликовало книгу "Единый государственный экзамен", я получил бурю возмущенных звонков от родителей: "Геннадий Алексеевич, куда вы смотрите, издеваются над нашими детьми. Ни я, ни жена, ни родственники не могут осилить тесты!" Я посадил своих преподавателей и себя самого за эти тесты. По всем предметам вопросы сформулированы так невразумительно, что на них практически невозможно ответить. Причем по всем предметам. После знакомства с подобными тестами я лично принял такое решение: у меня в университете есть лицей, где я сейчас с согласия преподавателей проведу анонимное тестирование всех преподавателей по всем предметам. Пусть они попробуют ответить. А у меня будет какая-то статистика - что, например, преподаватель литературы знает по химии, а чего он не знает. Результаты, уверяю вас, будут удручающие. Это не означает, что тесты плохи. Это означает только, что над ними надо работать, причем работать в сторону упрощения, надо, чтобы тест могли написать на "тройку" все. Для этого следует убрать ненужные формулировки и смысловые нагромождения. С этим связан еще один вопрос, на котором я бы хотел остановиться. Наши учебники очень хорошие. Но они фундаментальны. Фундаментальны за счет отрыва от жизненных ситуаций. А человек легче изучает то, что ему объясняет жизнь, которая проходит перед его глазами". Председатель комитета Госдумы по образованию и науке Александр Шишлов тоже пытался "сдать" ЕГЭ: "Этим летом я сам попробовал сдать ЕГЭ и обнаружил там несколько ошибок: неправильно решена задача, вопросы сформулированы некорректно...". Тем не менее саму идею единого экзамена А. Шишлов по-прежнему считает здравой - ошибки в заданиях можно исправить, и еще нужно ответить на несколько неразрешенных пока вопросов: "Что делать с вузами, имеющими свои правила приема? Что делать с Москвой и Санкт-Петербургом? Как сочетать ЕГЭ с другими формами отбора выпускников? Может быть, это будут олимпиады или эссе?" Но при этом А. Шишлов не сторонник дополнительных экзаменов, которые проводили бы сами вузы.
|