В 90-е годы в российской системе образования произошли значительные изменения, обусловленные демократизацией характера управления образованием, предоставлением академической автономии образовательным учреждениям, созданием условий для развития многообразия типов и видов образовательных учреждений, вариативности образовательных программ, учебников, методик и технологий обучения. Вместе с тем обозначился и ряд проблем, связанных с отсутствием законодательно установленных государственных стандартов общего образования, сохранением прежней системы оценивания учебных достижений обучающихся. Сегодня трудно однозначно утверждать, что выпускники разных школ получают гарантированные государством качество и уровень образования. В настоящее время одни и те же отметки в аттестатах, выданных в разных школах, могут соответствовать совершенно разному уровню знаний. Например, в ряде регионов процент медалистов от общего числа выпускников приближается к 10, в то время как в Москве эта цифра держится на уровне 2,5%. С каждым годом растет число медалистов, не подтверждающих свои знания во время вступительных экзаменов в вузы. В последние годы обострилась также проблема преемственности среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные испытания в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки. Это связано с тем, что почти в каждом вузе разрабатывается собственное содержание экзаменов; расширилась практика довузовской подготовки; вузы заключают договоры с отдельными школами о совместном проведении экзаменов и на их основе приеме в вуз и т.п. Во многом положение усугубляется тем, что в ситуации хронического недофинансирования высшей школы система довузовской подготовки стала существенным источником доходов вузов. В результате, безусловное преимущество при поступлении в вузы получают дети из семей, имеющих возможность оплатить услуги репетиторов. Это обстоятельство и удорожание стоимости транспортных услуг привели к значительному сокращению в ведущих вузах доли студентов из сельской местности, небольших городов и отдаленных от вузовских центров городов. В связи с этим одним из важнейших вопросов современной государственной политики в области образования становится обеспечение государственных гарантий реализации конституционных прав граждан на образование, прежде всего обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному образованию, независимо от уровня доходов семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Одним из путей преодоления обозначенных негативных тенденций в системе образования является разработка и введение единой системы оценивания и проверки результатов обучения выпускников школ и знаний абитуриентов в форме единого государственного экзамена. Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) должен обеспечить совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI (ХП) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в вузы. Результаты его должны признаваться общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а вузами - в качестве результатов вступительных испытаний. Предполагается, что введение ЕГЭ позволит решить следующие проблемы:
Обеспечить реальную эквивалентность государственных документов о полученном среднем (полном) общем образовании. Восстановить преемственность между высшим и общим образованием на этапе перехода с одной ступени на другую. Реально превратить конкурс в высшие учебные заведения в конкурс знаний. Зачислять в вуз на основе конкурса документов. Эта мера в сочетании с введением предусмотренных Планом действий Правительства социальных и экономических мер повысит доступность качественного высшего образования для талантливой молодежи из малообеспеченных семей и отдаленной от вузовских центров местности. Обеспечить государственный контроль качества общего образования путем создания независимой, более объективной системы оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений.
|