Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Научные организации
Каталог сотрудников
Аспирантура
Конференции
Публикации
Литература
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Структура кандидатской диссертации

<<назад

Классическая кандидатская диссертация (в виде рукописи), обычно, имеет следующую структуру: титульный лист (страница N 1), оглавление (содержание), список условных сокращений (если таковые имеются), введение, 4 главы, заключение (может отсутствовать), выводы, практические рекомендации (в диссертациях по педагогическим специальностям), список литературы и приложения.
Во введении (3-6 страниц) автор может обосновать выбор темы исследования, отразить ее актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы.

Глава 1 (20-40 станиц, должна называться в соответствии с ее содержанием, например: `Современное состояние проблемы изменения умственной работоспособности под влиянием различных фармакологических средств`) представляет собой обзор и анализ литературных источников по теме исследования.
Целесообразно рассмотреть, в каком состоянии на современный момент находится избранное научное направление, что уже сделано другими авторами, что в этом вопросе еще неясно и поэтому требует дальнейшего исследования. Если Ваша диссертация затрагивает несколько крупных проблем, то глава может иметь параграфы (они нумеруются 1.1. 1.2 и т.д.).
Логичным заключением главы 1 будет формулировка цели, задач исследования, рабочей гипотезы (что предполагалось получить в результате исследования) и основных положений, выносимых на защиту. В диссертациях, защищаемых по педагогическим специальностям, обычно приводят также объект и предмет исследования. Объектом исследования является контингент испытуемых (группы людей, животных и д.т. (В постоянно приводимом здесь примере объектом являются крысы линии `Вистар`), а предметом - то, что Вы исследуете у данного контингента (психологические, физиологические или иные параметры. (В нашем примере это - умственная работоспособность). Заключение главы 1 - это та часть Вашей диссертации, которая может претерпевать значительные изменения по мере работы над темой. Окончательно цель, задачи и т.д. будут сформулированы на завершающем этапе написания диссертации и автореферата.

Глава 2 (8-12 страниц, может называться `Методы исследования`) обычно содержит описание методик исследования и контингента испытуемых. Достаточно подробно следует изложить организацию эксперимента, описать методики, используемую аппаратуру, дать подробные сведения об испытуемых. Прочитав эту главу, не должно возникать вопросов о том, как Вы получили те или иные данные. Любой прочитавший ее должен понять, как провести аналогичное исследование (например, с целью проверки Ваших результатов). Главу 2 можно разбить на параграфы, отдельно описав испытуемых и каждую методику (если она объемна), либо сгруппировать получаемые показатели по определенным признакам (и назвать параграфы, например: 2.1. Показатели центральной нервной системы. 2.2. Показатели иммунитета. и т.п.).

Глава 3 (60-90 страниц, может называться `Результаты исследования`) обычно являет собой изложение собственных результатов исследования. В ней часто размещают таблицы с полученными данными (не первоначальными, а уже обработанными), рисунки, обобщающие или иллюстрирующие результаты, пояснения автора по поводу тех или иных полученных данных. Обычно, эта глава разбивается на параграфы, в соответствии с логикой изложения материала. Иногда (чаще в докторских диссертациях), если исследование слишком объемное и выполнено по нескольким направлениям, изложение собственных результатов занимает 2 главы (главу 3 и главу 4). В этом случае диссертация имеет на одну главу больше, а результаты обсуждаются в главе 5.

В главе 4 (20-30 страниц, может называться `Обсуждение результатов`) обычно приводится обсуждение полученных результатов. Оно преследует две задачи. Во первых, необходимо сопоставить полученные Вами данные с результатами исследований других авторов, а во-вторых, предварительно изучив современные научные концепции, определить - с позиции какой из них можно объяснить Ваши данные (либо в какую из них `вписываются` Ваши результаты). Если Вы провели объемное исследование с использованием серьезных современных методик, а Ваши результаты не вписываются ни в одну из известных теорий или противоречат им, и если при этом Вы убеждены, что полученным данным можно верить, то Ваша диссертация `тянет` на докторскую. Отличие докторской диссертации от кандидатской в том, что первая должна представлять собой крупное научное открытие или открывать новое научное направление.

Если Ваша кандидатская диссертация соответствует уровню докторской, рекомендую прочитать соотвествующий раздел настоящего руководства: `Работа тянет на докторскую`.

Количество выводов в диссертации должно соответствовать количеству поставленных задач (и в идеале - представлять собой решение этих задач). Однако, на практике такое встречается редко. Одной задаче может соответствовать два вывода, реже - выводы мало соответствуют поставленным задачам. Несоответствия выводов поставленным задачам следует избегать. Если выводы совсем не соотвествуют задачам - измените задачи, никто не заметит, что раньше - при обосновании выбора темы - они были другими. Даже если кто-то и заметит, это считаеся в порядке вещей, и еще никто к этому не придирался.

В диссертациях на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а также защищаемых по двум специальностям, одна из которых - педагогическая, приводятся практические рекомендации, формулирующиеся исходя из данных эксперимента. Если Вы добросовестно проводили исследование, написать практические рекомендации Вам не составит труда.

Список литературы (обычно, не менее 100, не более 600 источников, в диссертациях по техническим специальностям - меньше) оформляется по текущему ГОСТу. Вначале по алфавиту приводятся отечественные источники, затем по алфавиту - иностранные. Соответствие списка литературы ГОСТу можно проверить в библиотеке (в информационно-библиографическом отделе).

Таким образом, по структуре кандидатская диссертация (в виде рукописи) похожа на научную статью, чем, впрочем, она и является в несколько расширенном виде.

В приложения диссертации включают не вошедшие в основной текст таблицы, схемы организации эксперимента, иногда приводятся образцы анкет, тестов (если они разработаны Вами) и т.д. Кроме того, в приложения входят акты внедрения, авторские свидетельства и т.д. Каждому разделу приложений присваивается номер (1, 2, 3 и т.д.). Например, в `Приложение 1` могут входить таблицы оценки умственной работоспособности крыс. Если приложение состоит из нескольких листов, то первый подписывается сверху: Приложение 1, а каждый последующий: Приложение 1 (продолжение) (без кавычек). Если приложения слишком объемны, они могут издаваться в виде отдельного тома.

Объем кандидатской диссертации (без учета списка литературы, приложений, рисунков и таблиц) обычно составляет 120-150 машинописных страниц (1800 знаков на странице - 29-30 строк, 62-64 знака в строке. При наборе на компьютере применяется шрифт Times, размер 14 пт, межстрочное расстояние 24 пт). Однако, в настоящее время какие бы то ни было ограничения по объему отсутствуют (учтите, что к моменту Вашей защиты они снова могут быть введены).

Довольно сложным моментом является правильное оформление диссертации. Нужно очень строго выдержать все требования (такой-то отступ от начала главы до текста, такой-то - от начала параграфа до текста и т.д.). Запомнить все требования трудно, к тому же они имеют тенденцию постоянно меняться. Просто имейте в виду, что это важно, и на заключительном этапе подготовки диссертации проконсультируйтесь у знающего человека (секретаря Ученого Совета, сведущего библиографа, свежеиспеченного диссертанта, который на радостях с удовольствием окажет Вам помощь, и др.). Научный руководитель всех последних тонкостей может и не знать. Имеет смысл также посмотреть, как оформлены свеженькие диссертации (защита которых состоялась в ближайшие полгода).

Источник: www.aspirantura.spb.ru

 
  Copyright © RIN 2002-.
   * Обратная связь