Коллегия Минобразования РФ рассмотрела итоги второго года эксперимента по внедрению Единого госэкзамена (ЕГЭ) в 16 регионах России. Напомним, что принципиально новая для нашей посткоммунистической действительности контрольно-измерительная процедура под гордым наименованием ЕГЭ являет собой испытание двойного действия: это одновременно и выпускной из школы, и вступительный вузовский экзамен. Отсюда ясно, что "экзамен по-европейски" экономит самое, пожалуй, главное, чем обладает каждый человек - его время, нервы, здоровье - не говоря уж о деньгах. Очевидно, именно этой особенностью и можно объяснить набирающую обороты популярность ЕГЭ среди соотечественников.
Следующим летом в нем вызвалось участвовать уже 49 из 89 субъектов Федерации, 60 процентов школьных выпускников страны и добрая треть государственных вузов. Успех ЕГЭ в регионах, сменивший понятную первоначальную настороженность местных администраторов, настолько велик, что один из руководителей школьного ведомства изобрел новую форму наказания регионалов: дескать, не подадите вовремя заявки на участие в ЕГЭ - снимем с пробега! Кроме того, на днях в кабинете вице-премьера Валентины Матвиенко принято принципиальное решение о вступлении в этот эксперимент вузов Минздрава, Госкомспорта и Минкультуры. Впрочем, для государственных мужей ЕГЭ - это, помимо прочего, еще и почти универсальный инструмент управления качеством национального образования.
По мнению министра образования Владимира Филиппова (цитируем), "впервые за сто лет в России появился объективный и абсолютно прозрачный механизм оценки знаний школьников". Каковы же они, эти самые знания? Официальная статистика обескураживает. Чуть ли не 40 процентов отличников не получили заветных пятерок. Почти 12 процентов "пионеров ЕГЭ" завалили тесты по химии, 11,8 процента - по математике, 11,2 процента - по истории. Все эти дети (а ведь речь в пересчете на наши российские масштабы идет о миллионах школьных выпускников!) получили свои двойки, не набрав и тридцати баллов по стобалльной шкале, используемой при проведении ЕГЭ. И, стало быть, не подтвердили выставленные им школьными преподавателями "твердые тройки".
Но - парадокс! - все аутсайдеры единого экзамена тем не менее получили в руки государственные аттестаты с удовлетворительными отметками по упомянутым предметам. Таковы условия эксперимента, толкующего разницу результатов в пользу аттестуемого. Условия, надо сказать, весьма гуманные, но остается старый вопрос: нужны ли обществу и государству (да еще в таких количествах) школьные корочки с фиктивными отметками?
Известно, например, что в маленькой Голландии каждый четвертый школьник остается на второй год, каждый третий покидает школу без сертификата об образовании (!). У нас же все эти недуги "из гуманных соображений" широко не обнародуются и в официальных сводках не фигурируют. И вообще - у нас второгодников нет! Вот почему существует реальная опасность перерождения единого экзамена в новую разновидность государственной халявы или же в чисто формальный ритуал...
|