Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
Новости сайта
 
Управление образованием
Каталог сотрудников
Поиск
Гостевая книга
Ссылки
Форум
Наши партнеры
Словари
Рефераты
Литература
История
Философия
Психология
Экономика и финансы
Тесты
Программирование
Социология
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Новости сайта

[26 декабря 2011 г.]
Ради бюджетных средств чиновники перезапускают с нуля давние проекты

Бюджетные средства надо тратить эффективно, и только на дельные проекты. Даже если для этого придется обуздать отечественного бюрократа. О том, как эту трудную задачу будет решать Агентство социальных инициатив, `МК` рассказал директор направления `Социальные проекты` Владимир Яблонский.

- Владимир Борисович, вы руководили Информационно-аналитическим центром Департамента образования Москвы и имеете опыт внедрения инноваций в столице. Теперь будете распространять его в масштабах России?

- В Москве и правда накоплен огромный опыт: только за время моей работы были запущены IT-проекты по внедрению электронных журналов и пластиковых карт для школьников, возникли новые подходы к профориентации и работе центров научно-технического творчества молодежи (НТТМ). Задача АСИ - поиск лучших практик и создание условий для их тиражирования по всей стране. И в этом смысле моя нынешняя работа - логичное продолжение прежней. Другая наша задача - помогать лидерам-инноваторам, в том числе прорываться через административные барьеры.

- Прорыв будет нелегким: бюрократы у нас - большая сила...

- Да, одно из основных препятствий - барьер сознания! Даже в таких регионах, как Москва, где есть поддержка и понимание верхнего уровня власти, реализовать проекты довольно сложно. Идеи буквально увязают на среднем слое управленцев! Главная мотивация многих из них - освоение бюджетных средств, выделенных на госзакупки. А то, что все же удалось, потом оказывается ненужным. Зачем далеко ходить, Инновационный суперцентр Департамента образования Москвы, опыт которого уникален, не получает должного внимания, ряд социальных проектов перезапускается с нуля. Удивительное дело: в свое время система электронных журналов и дневников была оплачена бюджетом и внедрена в половине московских школ, где в нее завели массу данных. То же и с электронными картами учащихся, введенными в 350 школах. Сегодня витает идея переписать их по новой, тратя новые средства и время.

- С электронными журналами и дневниками не все так просто. Параллельно с ними московских учителей заставляют заполнять бумажные. При этом компьютеров в школах не хватает. И педагоги готовят инновационную документацию дома по ночам. Естественно, они отчаянно сопротивляются такой `модернизации`!

- Типичный пример! Ситуация обсуждалась еще год назад, тогда же давались поручения президента. Но благие посылы `сверху` завязли где-то в ведомствах, а вопрос так и не решился. Кстати, в Москве много делается для приобретения компьютеров для школ. Проблема в другом: насколько соблюдается баланс распределения новой техники - что направлять в классы, а что оставлять в учительских. И еще одно: все, что касается информатики, у нас абсолютно закрыто: общественной экспертизы нет, а решения зачастую принимает рядовой клерк, не способный мыслить стратегически. Вот и выходит: на создание электронных услуг тратятся огромные суммы, а реального продукта люди не получают.

- А что с электронными очередями в детские сады и в первые классы?

- Идея хорошая. Но смущает, что логику в компьютерных системах у нас диктуют опять же не те, кто работает с людьми и отвечает за суть услуги, а в данном случае айтишники - специалисты по технике и программам. Бюджет также находится у них, и под прикрытием необходимости снижения издержек система работает не на людей, а на себя. К примеру, очереди в детские сады по нескольку раз меняют алгоритм, и те, кто возглавлял списки, оказываются в хвосте. Итог - социальное напряжение.

Думаю, к оказанию социальных услуг надо привлекать некоммерческие организации и бизнес, а не замыкаться на бюрократической госсистеме. Полезнее использовать механизмы закупки услуги, а не строительства инфраструктуры, механизмы концессии. Для государства ведь не самоцель - поддерживать нынешний астрономический по затратам бюджетный сектор. Его цель - чтобы граждане получали качественную услугу.

Например, можно решить проблему очередей в детские сады путем создания семейных и частных детсадов. Мы сейчас плотно работаем с Минздравсоцразвития и Минобром по модельной программе развития негосударственного дошкольного образования.

- Но ведь услуги тогда станут платными. А это залог еще большего недовольства!

- Ничего подобного! Если вместо неповоротливых госструктур государство в тех же объемах будет дотировать негосударственные, для населения они останутся бесплатными. Речь ведь не о том, чтобы поменять государственные детские сады на частные, а чтобы дать возможность создать дополнительно новые и современные, если нынешних не хватает или их качество не выдерживает критики. И самое главное, есть люди, готовые за это взяться. Есть успешные проекты.

Я уже говорил про Москву. Здесь есть успешные инициативы, которые хорошо было бы множить - да те же НТТМ, профориентация, модернизация парков. В этом аспекте Агентство видит большую перспективу работы со столичными департаментами. Заммэра по экономике Андрей Шаронов, насколько я знаю, тоже сторонник новых подходов и инициатив в социальной сфере.

- А идею перехода на электронные учебники тоже поддержите?

- Идею неоднократно пытались реализовать: жалко же детей, таскающих тяжелые ранцы! Но массовой технологической апробации таких учебников пока не было. В 2012 году Роснано запускает их выпуск: появятся первые 50 тысяч. Но процесс идет медленно: слишком уж много у него, скажем так, `несторонников` во главе с полиграфистами. Сейчас нужна массовая апробация. Кроме того, насколько я понимаю, через год-два будут цветные версии электронных учебников, которые не вредны для глаз.

- Кто `клиенты` `социальных направлений` АСИ? Кому вы помогаете с проектами?

- Есть несколько социально активных групп. Первая - некоммерческие организации, готовые оказывать населению социальные услуги, но лишенные возможности вписаться в систему, заточенную под бюджетные организации, сметное финансирование, госзаказ и субсидии. Вторая - бизнес (преимущественно средний), готовый строить больше частных детских садов, школ, домов престарелых не из соображений сверхнаживы, а для развития социальной сферы. Они сталкиваются со сложностями: площадку под строительство не найдешь, кредит не получишь, участие в бюджетном конкурсе проблематично, да еще и СанПиНы мешают. Решением этих проблем мы и занимаемся. Вот на ближайший наблюдательный совет выносим рекомендацию, как стимулировать в регионах взрывной рост вариативного дошкольного образования: досуговых центров, надомных, негосударственных садиков. Кстати, благодаря нашему вмешательству часть ограничений, служивших помехой, в том числе по СанПиНам, будут сняты (разумный контроль, понятно, останется). Наконец, есть группа лидеров, работающих в бюджетных организациях и практически лишенных социального лифта. И АСИ создает каналы, по которым инициатива людей может развиваться дальше. Например, очень перспективно создание многофункциональных центров дополнительного образования. В Центральном округе Москвы был открыт центр, работающий параллельно с детьми и с пенсионерами. Привела бабушка ребенка на кружок, и, пока его ждет, занимается сама на курсах по шитью или, если хотите, Интернету. Людям нравится - значит, тоже надо тиражировать.

Источник:http://www.mk.ru

другие новости | обсудить в чате
 
  Copyright © RIN 2002-.
   * Обратная связь