Закон, полностью легализующий электронное обучение в нашей стране, уже принят Государственной думой, одобрен Советом Федерации и поступил на подпись президенту РФ, что открывает необозримые перспективы на всех ступенях образования и высококачественной профессиональной подготовки буквально в любых сферах человеческой деятельности.
В педагогических кругах этот документ уже окрестили `законом Тихомирова` - по имени инициатора и одного из самых активных разработчиков законопроекта, научного руководителя Московского университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), доктора экономических наук Владимира Тихомирова.
Своевременность появления нового закона он обосновывает всего одной цифрой: `Премьер-министр и кандидат в президенты России Владимир Путин ставит задачу в ближайшие годы создать в стране 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Задача грандиозна сама по себе, но ее выполнение потребует подготовки такого же количества квалифицированных работников. Где их взять?`
И действительно, где? Среднее профессиональное образование в стране сокращается. Высшая школа выпускает около миллиона специалистов ежегодно, но в реальную экономику из них идет значительно меньше половины. Создание новой учебной базы потребует не менее 10-15 лет и колоссальных средств.
Тем не менее проблема имеет решение. К примеру, в Южной Корее уже 85% работающего населения ежегодно проходит переподготовку на высоком образовательном и профессиональном уровне. С минимальным отрывом от производства, а чаще без такого отрыва. Надо ли удивляться, что в последние годы эта страна по многим промышленным показателям уже догнала общепризнанного технологического лидера - Японию, а в некоторых секторах и отраслях перегоняет?
А ключ к успеху корейцы нашли в дистанционном - электронном обучении. Только в течение нескольких последних лет в стране создано 20 виртуальных университетов, и электронное обучение используется в обязательном порядке во всех учебных заведениях страны.
В России оно тоже имеется, и в немалом количестве. В том числе высококачественное - в ряде ведущих университетов страны. Лидер этого направления - Московский университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), где в коридорах через каждые 10 метров - надписи `Подключение к интернету`, а на дверях можно увидеть табличку `Электронный деканат`, - обладает и высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, и мощной научно-исследовательской базой. Здесь созданы и свои программы электронного обучения, и мультимедийные учебники. Переводится, адаптируется и применяется учебная база лучших мировых вузов.
Университет заботится о своем добром имени, незапятнанной репутации - и потому не пропустит халтуры в обучении или экзаменационной `липы`. Конечно, здесь многое зависит от самого студента - его таланта, ответственности, работоспособности, ведь получают знания `отдаленные` студенты МЭСИ в своих городах и весях на любых компьютерах, подключенных к интернету. Зато экзаменуются комиссией преподавателей МЭСИ, находясь в окружении не только представителей вуза, но и трех видеокамер, фиксирующих весь процесс самостоятельной защиты каждым студентом уже полученных и усвоенных им знаний.
Однако в этой индустрии на еще создающемся рынке электронного обучения пока больше `мелких лавчонок`, бойко торгующих некачественным, зачастую краденым товаром. Можно лишь догадываться, в каких `скороварках` они пекут свои дипломы для не слишком взыскательных клиентов. Но в условиях полузаконного существования (`что не запрещено-то разрешено`) как власть, так и общественное мнение нередко ставили на одну ступеньку электронное обучение в престижном столичном или областном вузе и в филиале районного коровника.
Теперь ситуация должна измениться. Новый закон призван не только дать зеленую улицу массовому применению электронного обучения в России. Его вторая, не менее важная задача - поставить заслон квазиэлектронной халтуре, которой - увы! - пока в избытке. У Минобрнауки и органов управления образованием на местах теперь появляется эффективный инструмент управления этим процессом и контроля за ним.
Речь идет не столько о получении высшего образования, сколько о подготовке и переподготовке работающего населения. О постоянном и регулярном дообучении на любом уровне - начальном, среднетехническом, высшем. Во всех сферах и по подавляющему большинству специальностей.
Ныне доля рабочих высшей квалификации в промышленности России составляет около 5%, в то время как в США - 43%, в Германии - 56%. А малоквалифицированным в России негде учиться: за последние 20 лет у нас практически прекратилась подготовка рабочих по профессиям химической, пищевой, текстильной, обувной промышленности, промышленности стройматериалов; в 2,5 раза снизились выпуски по профессиям металлургов, в 1,5 раза - выпуски рабочих швейного производства. Продолжает сокращаться подготовка по сельскохозяйственным, строительным, транспортным профессиям, связи и т. д.
Одновременно растут потребности именно в высококвалифицированных рабочих, техниках, инженерах самых различных направлений. Еще острее нужда в регулярной, штучной переподготовке каждого специалиста, ведь знания нынче стареют значительно быстрее, чем люди. В идеале поступающий на работу человек должен иметь возможность практически сразу пройти квалифицированное дообучение по предложенной ему специальности. И затем постоянно повышать уровень знаний и квалификации. Обеспечить такую систему переподготовки на индивидуально-массовой основе может только электронное обучение.
Здесь возможна и нужна смычка бизнеса и государства - частно-государственное партнерство. Потому что требуется создание множества электронных учебников - онлайновых, мультимедийных. Это дорогое, но в перспективе выгодное
дело - как раз для бизнеса. Нужно создавать новые обучающие программы - это тоже дело для бизнеса. Нужны новые технические средства обучения - и это тоже бизнес. А заказчиком, мотором развития этой индустрии может и должно стать государство. Как самое заинтересованное лицо. Да больше и некому!
Кстати
По данным органов государственного управления образованием в США и Великобритании, качество электронного обучения в этих странах уже сравнялось с традиционным - `дневным`. А в некоторых вузах даже пошло на опережение. Мнение
Новые горизонты электронных технологий
Владимир Тихомиров, член Межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, доктор экономических наук, научный руководитель МЭСИ:
- Закон об электронном обучении рождался в творческих спорах и дискуссиях, проходил апробацию в научных коллективах и высоких министерских кабинетах. Цель была единой - сделать его реально рабочим документом, с помощью которого стране еще предстоит создавать новую сферу и целую индустрию всеобщего многоуровневого электронного обучения.
Этот процесс продолжается и сегодня. На заседаниях нашей рабочей группы под председательством министра образования и науки Андрея Фурсенко и по его инициативе мы уже обсуждали проблемы развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров на новой информационно-технологической основе, внедрения в вузах электронных библиотечных систем, развития многоуровневой федеральной системы дистанционного обучения, многие другие вопросы.
Особое значение наша группа, и особенно ее руководитель министр Андрей Фурсенко, придает такой важной проблеме, как использование современных образовательных технологий, и прежде всего дистанционных, электронных, для социальной адаптации и развития творческих способностей людей с ограниченными возможностями здоровья. Нелишне будет упомянуть, что в Московском университете экономики, статистики и информатики мы занялись этим крайне нужным делом еще 15 лет назад и оказались первопроходцами в России. Зато теперь МЭСИ имеет не только разработанные технологии обучения людей с ограниченными возможностями, но и обширный опыт в этой сфере.
Сделано много. Но теперь, когда закон начинает действовать, на первый план выходят новые задачи. Прежде всего необходимо тщательно, но без промедлений отработать порядок применения и использования электронного обучения на всех уровнях российской системы образования. Этот порядок должен отделить овец от козлищ - закрыть доступ на рынок образовательных услуг недобросовестным участникам, не имеющим развитой системы электронного обучения. В сфере электронного обучения существует несколько точных и ясных критериев, по которым определяется возможность допуска претендента в наши ряды. Из них два главных - достаточность электронных и программных ресурсов и подготовленность профессорско-преподавательского состава к работе в электронно-информационных средах.
Могу добавить, что в МЭСИ подготовка и переподготовка преподавательских кадров в сфере электронных технологий началась 15 лет назад. В год каждый преподаватель - и в Москве, и в филиалах - пополняет свой багаж четырьмя-пятью курсами дообучения - с непременным сертифицированием результата. То есть за 15 лет таких переподготовок набирается около семи десятков.
Уверен, что подобная система контроля качества должна действовать в каждом образовательном учреждении, допущенном на рынок электронного обучения.
Источник:http://www.trud.ru
|