Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Когда нам за тридцать...
<<назад

Бывает, что учитель боится делиться с учениками своим восприятием произведения, литературного героя. А ведь дети всегда тянутся к взрослым. Ваши раздумья, ваше восприятие не только расширят кругозор ребят, но зачастую и приблизят к ним то, что в их возрасте им не близко.
Урок, посвященный образу автора и лирическим отступлениям в романе `Евгений Онегин`, учительница начала так:
`Знаете, когда я была в вашем возрасте, для меня в романе `Евгений Онегин` что существовало? Сам Онегин, Татьяна, вообще герои. А когда я перечитала роман уже взрослой, я подумала: `Как же это я раньше не видела раздумий, чувств самого поэта!` В романе много лирических отступлений: поэт делится с читателем своими переживаниями, сомнениями, мыслями. Без них роман был бы совсем не тот. Я вам сейчас прочту мои любимые лирические отступления. Они в конце шестой главы.

Конечно, в 15-16 лет вам трудно представить себе прощание с юностью, то есть трудно это почувствовать. Но вот Белинский правильно говорил, что настоящий человек должен понимать чувства всех людей: и старика, и малого ребенка, и влюбленного юноши. Это нехорошо, если человек понимает только те чувства и раздумья, которые свойственны ему. Постарайтесь, несмотря на ваши 15 лет, почувствовать этого человека:

Познал я глас иных желаний,
Познал я новую печаль;
Для первых нет мне упований,
А старой мне печали жаль.
Мечты, мечты! где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?
Ужель и вправду наконец
Увял, увял ее венец?
Ужель и впрямь и в самом деле
Без элегических затей
Весна моих промчалась дней
(Что я шутя твердил доселе)?
И ей ужель возврата нет?
Ужель мне скоро тридцать лет?


Затем пояснение. `В юности мы часто бездумно повторяем, что `весна наших дней` промчалась. А сами в это не верим, `твердим шутя`. Но наступает час, когда приходится говорить об этом всерьез. Мы удивлены и растеряны...

Ужель и впрямь и в самом деле
Без элегических затей,
Весна моих промчалась дней
(Что я шутя твердил доселе)?


Когда нам за тридцать или около того, эти слова поэта становятся нашими...`
После некоторой паузы учительница прочла:

Так, полдень мой настал, и нужно
Мне в том сознаться, вижу я.
Но так и быть: простимся дружно,
О юность легкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары;
Благодарю тебя. Тобою
Среди тревог и в тишине,
Я насладился... и вполне;
Довольно! С ясною душою
Пускаюсь ныне в новый путь
От жизни прошлой отдохнуть.


И когда учительница спросила, с каким чувством вспоминает поэт свою юность, почему о своей совсем нелегкой юности он говорит `о юность легкая моя!` и почему благодарит ее `за грусть`, по ответам ребят чувствовалось: они поняли поэта. Поняли то, что не всегда доступно их возрасту, через восприятие своего старшего товарища.

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru