Послушайте теперь, как хорошо вот это стихотворение:
На холмах Грузии лежит ночная мгла, Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может. Поэту грустно, но даже грусть его светла, потому что любовь - всегда счастье. Прочту вам еще одно пушкинское стихотворение о любви - `Что в имени тебе моем?` Учитель читает стихотворение. Опять-таки поэт любит, его не любят. Что для нее его имя? Ничто. Если она услышит его, то останется столь же равнодушной, как если бы это был шум волны, плеснувшей в дальний берег, или какой-нибудь звук в ночном лесу: Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный, Как звук ночной в лесу глухом. Имя поэта записано у нее на памятном листке. Но и записанное, оно ничего не скажет ее душе. Точно так же, как ничего не говорит нам надгробная надпись на незнакомом, непонятном языке: Оно на памятном листке Оставит мертвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Но у поэта ни тени обиды. И грустно ему не за себя, а за нее. Грустно потому, что мысль о нем не согреет ее, что его имя не даст ей `воспоминаний чистых, нежных`: Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. И хочет поэт только одного: чтобы мысль о его любви смягчила бы ее горе, утешила бы ее, если ей когда-нибудь станет грустно и одиноко: Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я. Никакой мысли о себе, никаких жалоб на свою несчастную судьбу, никакого упрека ей. И думает поэт не столько о себе, сколько о том, каково ей. Как проникает в душу эта человечность, эта гуманность и глубина чувства! Вы знаете стихотворение `Подруга дней моих суровых` (читаем его). И опять грусть поэта - не о себе, а о близком, любимом человеке - о старенькой няне. Он печалится при мысли об ее одиночестве и тоске. Он ее называет `голубка дряхлая моя`. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках Почему - `медлят поминутно спицы` у нее в руках? (Пауза. Потом голос ученика: `Потому что она старенькая, устает`.) Нет, не поэтому. Потому что она все время задумывается, она думает о поэте. А почему - `глядишь в забытые ворота`? Почему ворота забытые? (Голос ученицы: `В них никто не входит, няня одинока`.) Да, правильно. Видите, и в этом стихотворении та же глубокая человечность, глубокое и волнующее чувство. А написано оно предельно просто: `И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках...` Вот что писал о стихотворениях Пушкина В. Г. Белинский: `Чувство, лежащее в их основании, всегда так тихо и кротко, несмотря на его глубокость, и вместе с тем так человечно, гуманно!` `Общий колорит поэзии Пушкина - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность`. `Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...` А теперь мне хочется знать, какое из этих стихотворений больше всего понравилось. (Большинство отвечает: `Я вас любил`, несколько мальчиков говорят: `Подруга дней моих суровых`, две девочки называют `Что в имени тебе моем?`.) Может быть, прочесть еще раз какое-нибудь из них? (Голоса: `Да`, `Я вас любил`. Учительница читает его.) Кому эти стихотворения понравились, тот пусть выучит самое любимое из них наизусть. А кому не очень понравились, тот пусть просто перечитает их. Только учтите: такие стихи нельзя читать плохо, невыразительно. Прочтите их так, чтоб мы все поверили, что вы их любите. |