Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Немного о лирике
<<назад
 1  2  3 

Послушайте теперь, как хорошо вот это стихотворение:

На холмах Грузии лежит ночная мгла,
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.


Поэту грустно, но даже грусть его светла, потому что любовь - всегда счастье.
Прочту вам еще одно пушкинское стихотворение о любви - `Что в имени тебе моем?` Учитель читает стихотворение. Опять-таки поэт любит, его не любят. Что для нее его имя? Ничто. Если она услышит его, то останется столь же равнодушной, как если бы это был шум волны, плеснувшей в дальний берег, или какой-нибудь звук в ночном лесу:

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.


Имя поэта записано у нее на памятном листке. Но и записанное, оно ничего не скажет ее душе. Точно так же, как ничего не говорит нам надгробная надпись на незнакомом, непонятном языке:

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.


Но у поэта ни тени обиды. И грустно ему не за себя, а за нее. Грустно потому, что мысль о нем не согреет ее, что его имя не даст ей `воспоминаний чистых, нежных`:

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.


И хочет поэт только одного: чтобы мысль о его любви смягчила бы ее горе, утешила бы ее, если ей когда-нибудь станет грустно и одиноко:

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.


Никакой мысли о себе, никаких жалоб на свою несчастную судьбу, никакого упрека ей. И думает поэт не столько о себе, сколько о том, каково ей. Как проникает в душу эта человечность, эта гуманность и глубина чувства!
Вы знаете стихотворение `Подруга дней моих суровых` (читаем его).
И опять грусть поэта - не о себе, а о близком, любимом человеке - о старенькой няне. Он печалится при мысли об ее одиночестве и тоске. Он ее называет `голубка дряхлая моя`.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках


Почему - `медлят поминутно спицы` у нее в руках? (Пауза. Потом голос ученика: `Потому что она старенькая, устает`.) Нет, не поэтому. Потому что она все время задумывается, она думает о поэте.
А почему - `глядишь в забытые ворота`? Почему ворота забытые? (Голос ученицы: `В них никто не входит, няня одинока`.) Да, правильно. Видите, и в этом стихотворении та же глубокая человечность, глубокое и волнующее чувство. А написано оно предельно просто: `И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках...`
Вот что писал о стихотворениях Пушкина В. Г. Белинский: `Чувство, лежащее в их основании, всегда так тихо и кротко, несмотря на его глубокость, и вместе с тем так человечно, гуманно!` `Общий колорит поэзии Пушкина - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность`. `Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...`

А теперь мне хочется знать, какое из этих стихотворений больше всего понравилось. (Большинство отвечает: `Я вас любил`, несколько мальчиков говорят: `Подруга дней моих суровых`, две девочки называют `Что в имени тебе моем?`.) Может быть, прочесть еще раз какое-нибудь из них? (Голоса: `Да`, `Я вас любил`. Учительница читает его.)
Кому эти стихотворения понравились, тот пусть выучит самое любимое из них наизусть. А кому не очень понравились, тот пусть просто перечитает их.
Только учтите: такие стихи нельзя читать плохо, невыразительно. Прочтите их так, чтоб мы все поверили, что вы их любите.

 1  2  3 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru