Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

О внеклассном чтении
<<назад
 1  2  3 

Любовь к литературе как к учебному предмету немыслима без любви к чтению. А любовь эту нельзя привить на одном только программном материале, в особенности если говорить о V-VIII классах. И потом бывает ведь и так: ученик просто не в состоянии понять `Евгения Онегина` или `Героя нашего времени`. Не в состоянии читать `Войну и мир`. Потому что до сих пор вообще не прочел ни одной серьезной книги. Положим, это крайний случай. Но часто ребята приходят не только в V, но и в старшие классы без привычки и любви к чтению. Тут уж мешкать не приходится! Работа по внеклассному чтению начинается с первых дней сентября.
Понятно, мало сказать: `Вот тебе список и читай`. Тут важны постоянный контроль и индивидуальный подход. Проверяют чтение ребят по-разному: регулярно проводят сочинения по внеклассному чтению (скажем, раз в четверть), беседуют с учениками после уроков: сегодня - с одной группой, завтра - с другой и так целый месяц, если надо.

Нельзя считать отметку по внеклассному чтению второстепенной. Тогда подросток будет думать, что чтение книг, не входящих в программу, - роскошь, что можно `знать литературу` и не будучи начитанным человеком. А не так ли думает и учитель, который ставит хорошую отметку за год десятикласснику, не знакомому, например, ни с одним произведением Паустовского и Розова, Тендрякова и Солоухина, Кронина и Стейнбека, Ремарка и Бёлля?
Неправильно будет, если получится так: ребята читают `Мертвые души`, или `Отцы и дети`, или `Войну и мир`, а вы в это время требуете еще и чтения других произведений. Для внеклассного чтения лучше использовать недели, когда идут обзорные темы или небольшие по объему произведения.
Список книг для внеклассного чтения индивидуализируйте, то есть составляйте так, чтобы каждый независимо от склонностей и развития мог выбрать книгу по вкусу. Пусть те, кто склонен к романтике, прочтут Александра Грина, Константина Паустовского, Вильяма Сарояна (`Человеческая комедия`). Завзятым реалистам, которым подавай `про самую жизнь и чтоб без всяких прикрас`, по душе придутся Тендряков (`Ухабы`, `Не ко двору`), Нилин (`Жестокость`, `Испытательный срок`). Начитанным, развитым ребятам и в начале VIII класса по плечу, скажем, Тургенев и Бальзак.

Ваш короткий рассказ о каждой из рекомендованных книг облегчит ребятам выбор. Делать же весь список обязательным для всех вряд ли целесообразно.
Наташа не любила читать. Ни одна из предложенных мной восьмиклассникам книг не вызывала у нее никаких эмоций. Уроки учила по необходимости, ни в одном кружке не занималась. Казалось, что ее ничего не интересует. Я не знала, как с ней быть. Однажды после уроков мы разговорились. И я узнала, что у Наташи двое младших братишек. Озорные. Бывает, и уроки не дают делать. Девочка говорила об этом с тихой, мягкой улыбкой. И я подумала, что ей не может не понравиться книга Ф. Вигдоровой `Мой класс`. Я не ошиблась: книга полюбилась Наташе. Я дала ей и другие книги Вигдоровой (`Дорога в жизнь`, `Это мой дом`, `Черниговка`), затем - `Педагогическую поэму` и книгу известного польского педагога-антифашиста Януша Корчака `Когда я снова стану маленьким`. И девочка начала читать.

И еще случай. Был у меня в V классе озорник и весельчак Петя. Читал он так: одолеет страниц 10 и бросит. Как-то мне подумалось, что историю о веселом и озорном Томе Сойере Петя прочтет с удовольствием. Я оставила Петю после уроков, дала ему книгу и сказала: `Знаешь, с чего она начинается? С того, как Том ловко увернулся от порки. А раз он напоил кота лекарством... Я пойду в учительскую, а ты пока почитай и скажи, дать ее тебе домой или нет`.
Книга была взята домой, а потом и ее продолжение - `Приключения Гекльберри Финна`... Теперь Петя кончил восьмилетку и много читает.

А вот с Борей было труднее. Всегда какой-то угрюмый, он не смеялся, даже читая рассказы Носова. Прочтет рассказ, равнодушно скажет: `Ну и что?` - и отложит книгу. А на лице - презрение `ко всякой такой ерунде`. Потом я узнала, что Боря занимается в судостроительном кружке. На уроке рассказываю о капитане Куке, о том, как мальчиком он впервые попал на корабль. Предлагаю тем, кто хочет узнать об этом подробнее, прочесть книгу Николая Чуковского `Водители фрегатов`. И даже достаю ее из портфеля - `Кто хочет взять?` Поднимается много рук, но Бориной среди них нет. Книгу берет его сосед. Боря заглядывает в нее, но скоро равнодушно отворачивается. `Ну, погоди ж ты!` - думаю. На другой день приношу книгу Чумаченко `Человек с луны`. Оставляю Бориса после уроков и говорю: `Знаешь про Миклухо-Миклая? Был такой знаменитый русский ученый и путешественник. Он хотел доказать, что чернокожие люди ничем не хуже белых. И он прожил целый год один среди дикарей-людоедов, на острове. Он сделал им много хорошего, и они его полюбили. Раз, когда они его еще не знали, он не побоялся пойти в их деревню. Один и без всякого оружия. Он пришел, а они все выстроились с луками и копьями и стали ему грозить...` И тут, на самом интересном месте, я оборвала рассказ. Помолчала, как бы в раздумье, и сказала: `Видишь ли, я хотела бы дать тебе эту книгу, но сейчас вот подумала, что она, пожалуй, трудна для тебя. Она для более старшего возраста написана. Или попробуешь?` В ответ я слышу маловразумительное `ага`. Но мальчик смотрит на книгу заинтересованно. И, кончив ее, просит `еще о путешествиях`...

 1  2  3 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru