Среднее образование
Высшее образование
Официальное название: Королевство Швеция
Географическое положение: Скандинавский полуостров и прилегающие острова.
Население: 8,5 млн. чел.
Столица: Стокгольм (с пригородами - 1 млн. чел.)
Национальный состав: шведы (91%), финны (3%), саамы, иранцы, норвежцы, датчане, турки и др.
Официальный язык: шведский
С 1950-х г. шведская система высшего образования менялась несколько раз. Была введена система общего обязательного среднего образования, сочетающая теоретическое образование с профессиональной подготовкой, расширена система образования для взрослых. В 1977г. практически все учебные заведения высшего образования, включая профессиональные училища, были объединены в одну структуру. В шведской системе образования важен элемент общенационального планирования и управления. Цели, продолжительность обучения, финансирование большинства образовательных программ определяется Парламентом. До 1989г. правительство страны также принимало участие в разработке общеобразовательных программ.
В 1991 г. была проведена масштабная реформа образования, нацеленная на то, чтобы придать системе в целом и отдельным учебным заведениям большую самостоятельность, а также расширить возможности студентов. В соответствии с новыми правилами длительность и место обучения различным специальностям будет определяться потребностями студентов и самих вузов. Организация процесса обучения и набор дисциплин определяются теперь на местном уровне.
Управление школьным образованием
Правительство и риксдаг несут главную ответственность за организацию школьного образования в Швеции. Общие цели и направления работы школы определяются на уровне государства, муниципальные власти ответственны за осуществление этой работы на практике.
Развитие системы образования Швеции идет в направлении предельно возможной децентрализации и передачи права принятия решений на более низкие уровни. На общенациональном уровне практически вся система образования находится в ведении Министерства образования. Независимо от министерств существуют центральные управления. Они работают в соответствии с инструкциями правительства, определяющими, в частности, вопросы их ведения и задачи.
К задачам Государственного управления школ и школьного образования относятся оценка работы школы, осуществление контроля за учебным процессом, а также подготовка предложений по дальнейшему развитию школы и содействие такому развитию. Управление школ организует также подготовку директоров школ, повышение квалификации учителей и школьного персонала и распределяет стипендии, выделяемые учителям для повышения квалификации.
Структурно Государственное управление школ и школьного образования состоит из одиннадцати региональных отделений.
Ответственность за воплощение на практике и соблюдение закона об обязательном школьном образовании несут муниципальные власти и родители учащихся. В рамках государственного законодательства муниципальные власти пользуются широкой свободой в вопросе административного управления процессом образования.
В отношениях с 9-летней обязательной школой муниципальные власти выступают в роли основного заказчика, что подразумевает их ответственность как работодателя за работу школьного персонала и повышение им квалификации. В 1991 году вопросы найма, условий работы и оплаты учителей и администрации школы были переданы с уровня государства на уровень местных властей, с тех пор последние полностью несут ответственность за работу школ.
Во всех муниципальных округах (коммунах) имеется принятый муниципальным собранием план работы и развития школ, демонстрирующий, каким образом будет развиваться система школьного образования данного округа. Особое внимание в нем уделяется мерам, планируемым муниципальными властями по достижению целей, поставленных правительством и риксдагом.
[an error occurred while processing this directive] |