Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Урок "Вода и ее свойства" (3 класс)
<<назад

3 класс (система 1-4).
Форма: практическая работа (дети работают на протяжении урока парами).
Автор: М. Смирнова, г. Москва

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь со "знакомым незнакомцем".
Ваша задача - рассмотреть вещество, находящееся в пробирках, определить его свойства, назвать его и подтвердить свои выводы с помощью опытов.
На столах лежат протоколы лабораторной работы, в которых выбудете записывать результаты своих наблюдений. Подпишите их. (На протяжении всего урока дети заполняют таблицу).

Итак, начнем. Рассмотрите вещество, находящееся в пробирках и опишите его.
5 - 7 минут ребята изучают внешние признаки вещества и записывают результаты наблюдений в таблицу.

Ответы детей:
- Это вещество находится в жидком состоянии, оно бесцветное, прозрачное, не имеет запаха, оно может изменять форму если пробирку наклонить, то жидкость изменит форму, оно увеличивает предметы.
Учитель: Поясни, пожалуйста, свою мысль.
Ученик: Мои пальцы, которыми я держу пробирку, кажутся больше, если смотреть на них через пробирку с этой жидкостью.
Учитель: Подумайте, какими опытами можно доказать ваши наблюдения.

Ученики совещаются, затем подходят к демонстрационному столу, выбирают необходимые им предметы и возвращаются на свои места.

Ответы детей :
1. Свойство прозрачности жидкости можно доказать, помещая за пробирку с жидкостью разные картинки или даже страницу с текстом. Можно увидеть, что находится за пробиркой. Этот опыт доказывает, что стекло тоже прозрачное.
Можно доказать и по другому. Положим картинку в тарелку и нальем в нее эту жидкость.
2. Жидкость бесцветна. У нас есть цветовая шкала. Сравним все оттенки шкалы с цветом воды и увидим, что наша жидкость - ВОДА.
3. То, что это ВОДА доказывает и то что она не имеет запаха. Можно понюхать и убедиться.
4. ВОДА принимает форму той колбы, в которую ее наливают (ученик наливает воду из лабораторного стакана в колбы разной формы).
5. ВОДА течет. Посмотрите, я вылью ее на плоский поднос, и она растекается в лужу.
6. Предметы в ВОДЕ кажутся больше, чем на самом деле. Посмотрите, как увеличилась та часть картинки, которая видна через воду. 
Учитель: А может быть, это стекло увеличивает?
6. Нет, ведь рыбки в аквариуме тоже кажутся больше, если смотреть только через ВОДУ.
7. ВОДА может растворять разные вещества. Если в пробирку насыпать измельченный мел, то ВОДА станет мутной (демонстрирует). Часть мела растворилась в воде.
8. ВОДА растворяет не все вещества. Если влить в пробирку с водой вазелиновое масло, оно не смешается с ВОДОЙ, а будет плавать поверх ВОДЫ.
9. ВОДУ можно очистить с помощью фильтра. Я положил в воронку бумажную салфетку и пропускаю через нее ВОДУ, в которой растворен мел. Посмотрите, ВОДА стала более чистой. Если сделать это еще раз, ВОДА станет совсем прозрачной.

Учитель : Спасибо. Внесите необходимые дополнения в свои отчеты о работе. Мы не сказали еще об одном свойстве. ВОДА - это физическое тело. Значит, она должна при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься. Как это доказать?

ДЕТИ:
10. Надо нагреть пробирку с ВОДОЙ на горелке.
11. А у меня однажды банка с водой лопнула, когда я положил ее в морозильник. Получается, что ВОДА при охлаждении расширяется?

Учитель : Ваши предположения мы проверимна следующем уроке, когда будем говорить о трех состояниях ВОДЫ. А пока запишите ваши гипотезы. Выберите один - два вопроса, на которые вам хотелось бы найти ответ, запишите их на 4-й странице вашего отчета.
Вопросы для домашней работы:
- Почему ВОДА в стакане бесцветная, а в море - синяя или черная?
- Куда исчезает ВОДА из чайника, долго стоящего на плите?
- Почему кипящий чайник свистит 1
- Почему зимой лопаются водопроводные трубы?
- Может ли ВОДА иметь постоянную форму?

Учитель: ВОДА открыла сегодня вам немало своих секретов, потому что вы были внимательны, любознательны и помогали друг другу.
Если у вас появятся свои интересные вопросы, обязательно запишите их, чтобы мы вместе подумали над ними. Это знакомое всем вам вещество таит в себе еще немало загадок, надо только поставить нужные вопросы, а ответы даст сама ВОДА.
Спасибо за урок.

Некоторые свойства воды на этом уроке мы не обсуждали. Дети только к концу урока пришли к обобщению о том, что ВОДА, как и другие физические тела должна расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.
Ничего не было сказано об агрегатных состояниях ВОДЫ. Я не считала необходимым вмешиваться в ход рассуждений детей, т.к. их исследовательская самостоятельность, на мой взгляд, была важнее, чем направленная учителем деятельность. Следующий урок мы начали с обсуждения ответов на вопросы, которые подготовили дети, использовав дополнительную литературу, а после этого удалось перейти к агрегатным состояниям воды
.

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru