29 сентября в министерство по образованию И науке России состоялся семинар " О совершенствовании управления школьным образованием ". Участие в нем приняли губернаторы И руководителя республик, вице-губернаторы И министры образования из 33 областей, обозначивших свое намерение стать пилотными в апробации новых моделей управления образованием. Провела событие глава министерства образования И науки РФ О. Ю. Васильева.
- у нас учебное заведение оказалась абсолютно оторвана от всего: И в плане наблюдения - кто, чему И как учит, И в плане того, как И где преподаются И изучаются образовательные программы, И что в конце концов проходят наши дети на уроках. Регионы сегодня дают деньги на образовательные программы, Но их реализацию Не контролируют. Не имеет возможность быть содержания образования Без наблюдения, - подчеркнула О. Ю. Васильева.
глава министерства пояснила, что основная проблема в реализации существующей модели заключается в том, что управление образованием происходит в тоже самое время на нескольких уровнях. Учебное заведение, отвечающая за качество знаний своих учеников, оказывается в центре требований контролирующих процедур И плановых мероприятий, которые нередко вступают в конфликт друг другу. Такая несогласованность позиций мешает реализации единой федеральной образовательной политики.
- Мы Не имеем единой вертикали управления, чтобы решить наиболее простой вопрос, приходится поднимать всю систему образования, - сообщила глава министерства.
Ольга Юрьевна подчеркнула, что Реализация тестового проекта по апробации новых моделей управления в образовании, в который на добровольной основе включатся Регионы, обеспечит более высокую денежную, нормативную, содержательную, инновационную результативность системы образования.
С речью про то, как будет проводиться конкурсный отбор субъектов-участников тестового проекта, выступила зам. Министра образования И науки РФ Т. Ю. Синюгина.
- Мы предлагаем заявить вам на первом этапе О той модели, которая будет выбрана в каждом субъекте нашего тестового проекта, И оформить эту модель И свое Участие в заявке, которая в будущем будет рассмотрена конкурсной комиссией, - сказала Татьяна Юрьевна, обращаясь К присутствовавшим семинара.
зам. Министра отметила, что по результатам работы конкурсной комиссии будет принято заключение О регионах, которые станут лидерской группой тестового проекта С финансовой поддержкой С федерального уровня, они включатся уже в 1-й этап его реализации.
- Вторая группа субъектов будет находиться в резерве, Но одновременно в весьма активном взаимодействии И участии в пилотном проекте, - пояснила Татьяна Юрьевна.
Она информировала, что Для участия в конкурсном отборе субъектам РФ будет предложено до 23 октября написать заявление установленного образца С указанием выбранной Для реализации модели.
- Нет строгой установки, что в регионах обязаны быть только предложенные нами модели. Это ваше решение, И вы обязаны оценить, какой результат хотите взять, какая будет результативность И прежде всего - отчего, - прокомментировала Татьяна Юрьевна.
зам. Министра пояснила, что форма заявки вобрал в себя 3 содержательных блока. 1-ый - преобразование институтов управления образования, которое нацелено на разработку единого образовательного пространства, возможность получения сетевых форм обучения, развитие муниципальных коллегиальных органов, реализующих государственно-общественный характер управления образованием. Второй - преобразование финансово - экономических институтов Для того, чтобы упорядочивания финансовых потоков, обеспечения прозрачности на всех этапах трансфертов, минимизации возможных потерь финансовых средств при смене уровней учредительства. И третий - преобразование институтов развития кадров в общем образовании, призванное отобразить число И качество подготовки проектных команд, могущих управлять снова созданной структурой, которые будут проведены обучение И будут активно включены в управленческий процесс.
зам. Министра заявила, что экспертная оценка качества заявок пройдет до 30 октября по разработанным министерство по образованию И науке России критериям И оценочным блокам. Итоги конкурса будут подведены после очной предохранения субъектами своих проектов до окончания ноября текущего года. Результатом экспертизы заявок станет Приказ Министра образования И науки РФ О реализации тестового проекта С фиксированным списком регионов-победителей конкурсного отбора.
Реализация проекта стартует в 2017 году И будет сопровождаться ежемесячным мониторингом текущих результатов.
- Мы осознаем, что процесс участия в проекте обязан проходить в постоянном взаимодействии С министерством, сопровождаться оказанием методической И консультационной помощью. Мы осознаем, какой многочисленный запрос будет С вашей стороны. И Мы К этому готовы. Мы имеем нужные ресурсы, чтобы Это сотрудничество было эффективным, - сообщила Т. Ю. Синюгина.
в процессе семинара также выступили Уполномоченные областей И экспертного братства.
об управленческих механизмах выстраивания единого образовательного пространства на уровне областей заявлял в выступлении на тренинге А. И. Адамский, научный начальник Института вопросов образовательной политики " Эврика ". Он уточнил, что передача отдельных полномочий управления на уровень субъекта РФ обеспечит эффективное применение образовательных И финансовых ресурсов через разработку образовательных округов, повысит качество образования через развитие соперничества между школами, дает гарантии равномерное обеспечение ресурсами, обеспечит доступность ресурсов всего региона через сетевую форму обучения.
- Централизация управления даст возможность хорошо решать вопросы поддержки отдельных школ, снабдить системную работу по устранению профессиональных дефицитов учителей, реализовать справедливый подход К оплате их труда. Без передачи части полномочий учредительства централизовано в регион затрудняется решение многих задач, И, самое главное, обеспечение государственных гарантий на качественное образование, - уточнила в собственном выступлении Н. С. Широкова, И. О. Главы кабинета министров Республики Адыгея.
- Для перехода К государственной модели управления образованием в настоящее время есть все нужные правовые основания. У многих может возникнуть вопрос О рисках. Да, они есть. Но они Не носят критичного характера. К финансовым рискам можно отнести некрупные дополнительные траты на изготовление печатей учреждений, новых вывесок, бланков, уплату госпошлин за переоформление лицензий И свидетельств О государственной аккредитации. К рискам появилась бы возможность отнести увеличение затрат регионального бюджета, связанное С увеличением числа государственных служащих. Однако опыт Самарской области показывает, что траты консолидированного бюджета на содержание управленческого аппарата в условиях его оптимизации наоборот будут сокращены, - пояснил Д. Е. Овчинников, вице-губернатор Самарской области, где в режиме государственного управления образовательными организациями работают С 2011 года.
Подводя Итоги семинара, глава министерство по образованию И науке подчеркнула, что планируемые механизмы перемен имеют возможность быть выполнены в пилотных субъектах на базе разных моделей С учетом региональных особенностей. Окончательный выбор моделей будет сделан в процессе тщательной проработки специфики, возможностей И стратегических ориентиров в образовании пилотных областей.
глава министерства акцентировала внимание на том, что Реализация тестового проекта потребует от областей привлечения дополнительных ресурсов.
- Именно по этой причине принято заключение О выделении финансовой поддержки на выполнение, - заявила Ольга Юрьевна.
- Впереди у нас, уважаемые коллеги, уже в ближайшем будущем составление заявок на Участие в состязании пилотных субъектов, подготовка " дорожных карт " по созданию региональных моделей, общественные И экспертные обсуждения проектных решений И Представление лучших предложений, - заключила глава министерства.
глава министерства уточнила, что состоявшаяся во время семинара дискуссия между представителями областей И Реализация тестового проекта позволят выбрать наиболее оптимальную модель управления образованием в РФ.