28 сентября в Министерства образования и науки России в первый раз прошло объединенное совещание Совета Минобрнауки РФ по проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и Рабочей группы по дошкольному и общему образованию Комиссии При Президенте РФ по делам инвалидов.
совещание провела глава Министерства образования и науки РФ О. Ю. Васильева.
в собственном вступительном слове глава Министерства напомнила, что 1-ый межведомственный комплексный план по проблемам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий Для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья был разработан в 2015 году.
По данным Ольги Юрьевны, Его реализация позволила решить первоочередные задачи, которые в тот момент стояли в сфере общего образования детей с ОВЗ. По этой причине заместителем главы кабинета министров РФ О. Ю. Голодец был утвержден второй план на 2016-2017 годы, реализация которого завершается В текущем году.
- Межведомственные комплексные планы и в правду помогли нам систематизировать работу, и не только нашу, А и наших партнеров из иных ведомств. Субъекты на базе наших замыслов разрабатывали и реализуют свои региональные планы, или в региональные программы развития образования включили события, направленные на развитие образования детей с инвалидностью и ОВЗ, - сказала О. Ю. Васильева.
глава Министерства уточнила, что окончательный отчет об итогах реализации плана Будет направлен в Правительство Российской Федерации и членам Совета по завершении текущего года.
- Мы приложим все старания Для того, чтобы исполнить наш план в полном объеме. На прошедшем же совещании Совета было решено создать очередной межведомственный комплексный план на период до 2020 года, - заявила Ольга Юрьевна.
на совещании Совета присутствовали Советник Президента Российской Федерации, руководитель Комиссии При Президенте РФ по делам инвалидов А. Ю. Левицкая, А также начальник Рабочей группы по дошкольному и общему образованию Комиссии При Президенте РФ по делам инвалидов О. Н. Смолин.
А. Ю. Левицкая обратила внимание на необходимость того, " чтобы план задавал межведомственный угол зрения не только на государственном уровне, Но и на региональном ". Для этого надо создавать региональные Межведомственные органы, координирующие деятельность по реализации комплексных замыслов по проблемам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий Для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
в собственном приветственном слове О. Н. Смолин обратил внимание важность проведения именно совместного заседания по обсуждению плана: " этот формат интересен и полезен и может иметь право на жизнь и в будущем ", - сказал он.
Олег Николаевич заметил, что несмотря на то, что обсуждаемый проект плана представляет очень большой шаг вперед по сопоставлению с предыдущими, есть потребность рассмотреть возможности реализации поставленных в нем задач.
об главных мероприятиях проекта плана на период до 2020 года заявила зам. Министра образования и науки РФ Т. Ю. Синюгина.
Татьяна Юрьевна уточнила, что проект плана был создан При активном межведомственном взаимодействии, реальные предложения в него внесли 46 регионов РФ. Первым мероприятием в плане стоит разработка Концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
- Это Будет документ стратегического планирования государственной политики и деятельности в этом направлении. Мы обязаны закрепить результаты, которые Мы желаем снабдить как по развитию инклюзивного, так и специального образования, и задать направления, во время которых Мы, как федеральный орган и органы управления образованием регионального и муниципального уровня будем двигаться в ближайшие 3, 5, 10 лет, - уточнила зам. Министра.
Т. Ю. Синюгина подчеркнула, что доступность дошкольного образования Для детей с ОВЗ и инвалидностью полностью обеспечена только в 17 субъектах РФ. По положению на пятнадцать сентября в очереди стоят более 7 тыс. детей.
- по этой причине одной из первоочередных задач Мы наблюдаем обеспечение местами в детских садах детей с инвалидностью и ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет, чьи родители выразили стремление и зарегистрировались в электронной очереди в дошкольные образовательные организации. Эти места обязаны специально приспасабливаться под особые образовательные потребности наших детей, - сказала Т. Ю. Синюгина, добавив, что надо расширять сеть групп компенсирующей и комбинированной направленности, создавать специальные правила в детских садах, развивать вариативные формы дошкольного образования.
Т. Ю. Синюгина заявила, что к 2020 году Согласно с требованиями ФГОС ОВЗ будут обучаться все начальные классы - с 1-го по 4-й. Для 5-9-х классов будут утверждены примерные адаптированные программы общего образования.
Татьяна Юрьевна подчеркнула, что наиболее большой раздел плана посвящен подготовке кадров Для работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ.
- Будет продолжена реализация программ дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических работников по самым разным проблемам образования детей с инвалидностью и ОВЗ. К тому же Мы постараемся сделать повышение квалификации по максимуму адресным и приближенным к регионам, где наблюдается наиболее острый нехватка экспертов психолого-педагогического эскорта, наиболее Север, Дальний Восток, Северный Кавказ, сельские районы, - уточнила Т. Ю. Синюгина.
Она добавила, что Для обеспечения равных возможностей получения психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью ожидается развитие регионами сети коррекционных классов, разработку ППМС-центров, А также психолого-медико-педагогических консилиумов в образовательных учреждениях. Помимо этого, методическую и консультативную помощь будут оказывать федеральные ресурсные центры.
Отдельно зам. Министра поведала О созданию плана ( " дорожной карты " ) по созданию условий Для обучения лиц с интеллектуальными нарушениями и психическими расстройствами.
Татьяна Юрьевна заявила, что в прошедшем учебном году функционировало 1 116 специальных школ Для этой категории детей, в них училось 142 239 детей с умственной отсталостью. При общеобразовательных образовательных учреждениях функционировало 6 027 коррекционных классов, где обучалось 30 579 детей этой категории. Во время инклюзии получало образование 43 149 обучающихся с умственной отсталостью.
зам. Министра также напомнила, что в 2014 году разработан и утвержден ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который уже второй год внедряется во время коррекционных школ и в режиме инклюзивного образования. Его введение позволило обновить содержание образования детей с интеллектуальными нарушениями, сделать Его соответствующим современным условиям.
- Но потому что ФГОС внедряется поэтапно, и в настоящее время у нас только 1-2-е классы обучаются Согласно с Его требованиями, надо совершать меры Для обеспечения необходимого качества и условий Для детей, которые у нас будут доучиваться по тем учебным планам и программам, которые действовали до высказывание стандарта, - подчеркнула Т. Ю. Синюгина.
по результатам заседания был одобрен проект межведомственного комплексного порядка по проблемам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий Для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года.