Конечно, разложить все свои знания по полочкам при подготовке к поступлению в вуз не только можно, но и нужно. Однако часто бывает, что теоретические и практические знания по одному и тому же предмету: не подразумевают наличия друг друга у абитуриента. По многим предметам теория и практика усваиваются порой раздельно. Как же это получается?
Я же учил!
Начнем с физики. `Царицу наук` изучают с 7-го класса. И тут же возникают вопросы и проблемы.
К примеру - термин вес. В течение 6 лет учебы для неискушенного школьника слова вес и масса означали одно и то же. Но потом оказывается: в физике вес - это термин, означающий силу, с которой тело воздействует на поверхность. И равен он произведению массы тела на ускорение свободного падения (пресловутое g). Не так-то просто это уяснить семикласснику: неужели, мол, до сих пор его обманывали?!
Другой пример - второй закон Ньютона. В 7-м классе его изучают в такой формулировке: `сумма сил, действующих на тело, равна произведению массы тела на приданное этими силами телу ускорение`. Просто сумма. Всё легко. Но приходим мы в 9-й класс - и оказывается, что сила - это векторная величина и во втором законе Ньютона речь идет о `векторной сумме сил`. Векторы проходили в 8-м классе, весной - а какая весной учеба-то? В результате максимум заучат новое определение второго закона Ньютона - и тогда теорию помнят, но с практикой беда: перестроиться на другой способ решения задач тяжело. Результат - плохие оценки, нервотрепка и ненависть к физике.
Дальше - больше. Электротехника и магнетизм. Всем хорошо известны правила расчета параллельных и последовательных соединений активных сопротивлений. Что называется - `отлетают от зубов`. Но дайте сложную цепь (сопротивлений так на 10-15) и чтобы связи и соединения прослеживались неявно - практически неразрешимая задача даже для студента, не то что для школьника! Или простенькая задача: есть 5 сопротивлений, соединенных параллельно, номиналы 3, 9, 60, 100 и 500 кОм, может ли быть результирующее сопротивление равно 5 кОм? Не надо даже считать: практическое применение знания теории. На ответ 10 секунд.
Не ошибусь, если предположу, что мало кто ответит правильно и объяснит почему.
Или знаменитое `правило буравчика`. Запоминается легко, а решить задачу, основанную на применении правила, окажется далеко не просто.
Русский язык. Элементарные для запоминания правила, а вспомнить их и применить в нужный момент трудно. Или ситуация с пунктуацией в случаях прямой речи, цитат: В упрощенном виде теория по русскому языку на 4 года (ровно то, что учат в школе) - это небольшая книжечка. Прочитать ее и даже выучить наизусть ничего не стоит, но вот будет ли практический результат?
Как бороться?
Теорию потребуется не просто прочитать и заучить - проработайте всё, чтобы не было вопросов `почему` и `откуда`. Это можно сделать и по учебнику. А самое главное для понимания и знания физики - следствия из правил, формул и законов. Порой эти следствия важнее причин. Прочитать о них можно в книгах типа `Занимательная физика`, пособий для школьников. Или спросите о них у преподавателя.
В качестве примера возьмем приведенную ранее задачку - расчет параллельного соединения сопротивлений. Можно воспользоваться классической формулой и рассчитать сопротивление полученной цепи, но это долго, нужен калькулятор. А надо всего лишь ответить на вопрос: `может ли результирующее сопротивление быть равным 5 кОм?`
В этом случае знание следствий из теории просто необходимо - а они предельно просты. При последовательном соединении активных сопротивлений (резисторов) результат будет больше наибольшего номинала, а при параллельном - меньше меньшего номинала.
Это следствие выводится напрямую из формул расчета: для последовательного соединения номиналы складываются - значит, результат будет больше наибольшего номинала; а для параллельного соединения , поэтому , т.е. R
[an error occurred while processing this directive]