Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Звуки речи

<<назад

К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно ("дяй" вместо "дай"). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их места в слове. Так, если слово состоит из двух открытых слогов (после согласного идет гласный: мама, Вова, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трех и более слогов, то ребенок часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (вместо "машина" - "паина", вместо "велосипед" - "апипед"). Пропускается звук и в том случае, когда два согласных стоят рядом ("второй" произносится как "тоой", "коёй"; "дверь" как "вей").

Знакомя малыша с новыми словами, обращайте внимание на твердость произнесения согласных звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: "Это гусь. Он кричит: га-га-га! А теперь ты скажи как кричит гусь." Если малыш будет ошибаться и произносить звук г мягко (гя-гя-гя), поправьте его.

Общая смягченность речи характерна и для третьего года жизни. Многие звуки еще отсутствуют и заменяются более легкими по произношению. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками: "сяпка" (шапка), "зюк" (жук), "сенок" (щенок), "цяйник" (чайник), иногда вместо звука ч ребенок может произносить звук ть: тисы (часы). Твердые свистящие заменяются мягкими ("сянки" вместо "санки"), согласные р, рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль, й: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь).

Внимание к правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чем внимание к содержательной ее стороне. Обращайте внимание малыша на то, как правильно произносятся слова, требуйте от него выговаривать фразы четко, внятно.

Несовершенства речи впоследствии (на 4-6 году жизни), чаше всего, постепенно исчезают сами собой, по мере того, как ребенок, постоянно слыша правильную речь взрослых, прилаживаясь к ней, овладевает правильной артикуляцией. Однако, малышу нужно помогать в этом, используя звукоподражания, показывая рисунки предметов, в названиях которых есть тот или иной звук, не произносимый или неправильно произносимый ребенком. Так, можно попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж), шум деревьев (ш-ш-ш) и т.п.

Когда детям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это, прежде всего, важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность "поиграть" звуками.

Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Полежала немножко,
Распахнула окошко.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!

Чики-чики, чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
Едет Дуня в тележке,
Щелкает орешки.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу -
Во серебряную.

Нередко взрослые подражают несовершенной речи ребенка, заимствуют у него неправильно произносимые слова: "Ах, ты мой теньцик далягой!" и т.п. Делать этого не следует. Незачем своим авторитетом закреплять недостатки речи ребенка, тем более, что он сам уже может слышать неправильности звукопроизношения в речи других людей и даже в какой-то мере понимать, осознавать недостатки своей речи, свое неумение. Известный лингвист А.Н.Гвоздев, много занимавшийся изучением развития речи детей, приводит такие примеры.

"Женя Г., разговаривая со своим двоюродным братом Володей (2 г.6 м.), поправляет его картавое произношение. Володя не защищается, а только оправдывается: "Я так не умею".

Иногда сознание своего неумения правильно произнести слово доставляет ребенку большое огорчение. Борис В. долго не мог овладеть словом "лапша", начал пытаться произносить по слогам, удавалось легко, целиком - опять не удается. "Мама, я не умею" - и расплакался (3 г.).

Женя Г. по собственному почину, часто в разговоре с самим собой, говорит о наиболее ярких особенностях речи почти всех знакомых ему детей (сам он в 2 года и 8 месяцев уже говорил вполне правильно). Его двоюродный брат Володя произносил мягкое ль вместо й, но никто не обращал на это внимание Жени. И вот он однажды неожиданно сообщает: "Мама, Володя "такаля" (такая) говорит".

Это внимание ребенка к особенностям слышимой им речи, умение слышать тонкости произношения слов и помогает ему в усвоении правильного произношения звуков и слов. Поэтому важно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребенком, следили за четкостью, ясностью своей речи, за ее темпом, так как в убыстренной речи при небрежном произношении (а оно характерно для обыденной разговорной речи) звуки значительно изменяются, ослабляются, как бы стираются, а иногда и выпадают.

Источник: http://www.logoped.ru

[an error occurred while processing this directive]

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru