Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ВУЗов
Каталог сотрудников
Законодательство
Единый госэкзамен
Программы
Тесты и экзамены
Бизнес-образование
Абитуриенту
Рефераты !!!
Дистанционное обучение
Конференции
Публикации
Стипендии и гранты
Сценарии
Полезные советы
Студенческая пресса
Трудоустройство
Литература
Наши партнеры
Гостевая книга
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Ситуация 'ИЛИ'

<<назад

Ситуация Работая психологом-консультантом, я часто вижу, как люди пытаются сделать выбор между двумя вариантами. Какую профессию выбрать: ту, которая нравится мне, или которую советуют родители и близкие? Стабильную - или творческую? Оставаться на низкооплачиваемой, но интересной работе - или уйти на менее интересную, но высокооплачиваемую? Пойти в наем - или открыть собственное дело?

Так как же вести себя в подобных ситуациях, чтобы не сожалеть об упущенных возможностях?

Шаг первый - избегайте необходимости делать выбор в ситуации `или`. Если существует только два варианта, то вы становитесь заложником обстоятельств, теряете свободу выбора. Разбавьте список и другими возможными альтернативами. Включите в список запасные варианты, варианты со смежными специальностями, маловероятные варианты и т. д. Не оценивайте их - просто дайте волю своему воображению, отпустите в свободное плавание свои мечты и амбиции.

Если вариантов выбора станет как минимум три, к вам вернется ощущение того, что это вы хозяин ситуации, что это вы управляете ею, а не она вами.

И уже этот шаг может привести к желаемому результату.

Наверняка, просматривая получившийся список, вы остановите свой взгляд на одном из вариантов. Ваше сердце замрет, вы затаите дыхание - и поймете: вот оно, то, чем я хочу заниматься!

Если этого не произошло, не огорчайтесь. Существует и шаг второй - каждый из этих вариантов оцените по различным критериям (например, по 10-балльной шкале):

удовольствие от деятельности;
доходность, прибыльность работы;
возможность карьерного роста;
возможность реализовать свой творческий потенциал;
соответствие вашим способностям;
соответствие уровню ваших знаний, подготовки;
интерес;
стабильность, чувство защищенности и т. д.

Список критериев вы можете составить сами, выделив то, что для вас важно в будущей профессии.

Теоретически, вариант, набравший максимальное количество баллов, и есть идеальный для вас вариант. Но фактически он может оказаться менее симпатичным вам, чем вариант, набравший меньшее количество баллов.

Это связано с тем, что не все критерии равнозначны по своей ценности.

Неясность осталась? Тогда приступайте к шагу третьему - попробуйте ранжировать свои критерии по степени значимости. Разделите их на группы - `Очень важно`, `Достаточно важно` и `Наименее важно`. Делайте свой выбор на основе первых двух групп критериев. И тогда ваши шансы совершить правильный, адекватный выбор значительно возрастут.

Критерием правильности вашего решения станут чувства удовлетворенности, волнения, надежды и радости. Пусть ваш выбор амбициозен, пусть у него есть свои недостатки, но вы хотите и можете это сделать!

Желаю вам успехов на нелегком пути профессионального самоопределения.

Елена Плотко,
психолог-консультант

источник: Журнал "Абитуриент"

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru