Профессиональные амбиции должны быть основаны на чем-то значительном. На любви к профессии, на знании себя, на точных расчетах. Так в идеале. На деле не так. Чего хотят студенты Статистика помогает человеку строить композицию его учебного и карьерного пути. Нужно только внимательно проанализировать данные. Например, зимой компания Google составила собирательный портрет российского студента. В частности, выяснилось, что 72% студентов довольны качеством образования в своем вузе; они проводят там 6 часов в день, еще 2 часа учатся дома и работают тоже 2 часа в день. Они хотели бы жить в России, Германии или Швейцарии, трудиться в той же Google, в `Газпроме` - или в собственной компании, получать планируют в среднем 35 тысяч рублей, а пока тратят 260 рублей в день. Они собираются завести семью в 23-26 лет и родить двоих-троих детей. Они прочитывают пару книг в месяц и восхищаются Петром I, Суворовым и Сталиным. Поможет ли восхищение Сталиным основать собственную фирму, а ленивое чтение - устроиться в Google? Разве всякий, кто тратит 260 рублей в день, откладывает деньги на обустройство в Швейцарии? Согласитесь, этот портрет несколько противоречив, что выдает некоторую инфантильность опрошенных - качество, еще свойственное многим студентам, однако нежелательное для специалистов, тем более в кризисные времена. Этот портрет дает вам возможность столь же компактно охарактеризовать себя как абитуриента, будущего студента и профессионала, - чтобы тут же посмотреть, нет ли в этом описании противоречий, всё ли в нем логично. А затем вы сможете быстро подкорректировать этот набросок и принять новые важные решения об образовании, о тайм-менеджменте, о работе и о заработке. Чего хотят родители У российских родителей есть ряд пожеланий в отношении профессий детей. И если банальный мотив `не умею танцевать, так пусть дочка будет балериной` хотя бы четко формулируется, то остальные резоны сводятся в основном к расплывчатому пожеланию счастья. 62% видят это счастье в научной карьере своего ребенка, хотя вряд ли обязательно сами стремились в науку. Ну хорошо, исследовательский подход к профессиональным задачам не помешает вам в любом случае. И всё же взрослые люди понимают счастье своих детей подчас идеалистически. Поскольку семейные предпочтения не совпадают с ожиданиями работодателей, очевидно, что далеко не каждый родитель принимает во внимание ситуацию на рынке труда. Чаще всего родители хотят видеть своего ребенка врачом или медсестрой (12%, по данным ВЦИОМ). В кризис эта профессия действительно одна из самых стабильных (поскольку о востребованности профессий сегодня говорить не вполне корректно, говорят о стабильных и нестабильных профессиях. Стабильность означает возможность удержаться на рабочем месте даже при небольшом окладе. К тому же 75% врачей работает по специальности, они более всех верны своему образованию). Однако на втором месте - желание пап и мам, чтобы ребенок стал юристом (10%), на 3-м (8%) - экономистом (а ведь от такого выбора абитуриента отговаривают на уровне первых лиц системы отечественного образования). Неужели у 18% родителей есть замечательный план на тот счет, как помочь своему ребенку выделиться на фоне огромной армии экономистов и юристов? Наверняка многие просто по старинке считают эти профессии всегда востребованными, вот и весь секрет. Но далее в родительских мечтах выплывают из тумана 4% IT-специалистов - и спрос на таких работников действительно есть. Кроме того, некоторые россияне хотят, чтобы их дети или внуки выбрали работу самостоятельно. Всего 2% этого хотят. Как вы думаете, говорят ли все эти цифры о том, что семьи успешно справляются с задачей профориентации детей? Наверное, это риторический вопрос. Скорее, успешно решить эту проблему смогли те, чьи оригинальные соображения прибавили к общей картине мизерные доли процентов. Безусловно, родительскую точку зрения стоит уважать уже потому, что ее высказали родные вам люди, имеющие к тому же трудовой опыт и потратившие на вас полтора десятка лет своей жизни. Однако отвечать за свой выбор придется только самостоятельно. Отвечать придется, учитывая, что половина всех выпускников вузов работает не по специальности; это может быть очень плохо, это может быть очень хорошо -- но это странно.
источник: Журнал "Абитуриент" |