Закончится учебный год, пролетят выпускные и вступительные экзамены, еще через несколько лет подойдет к концу и учеба в вузе - а потом начнутся трудовые будни. Кого-то это только радует - а кого-то бросает в дрожь от мысли, что ежедневный учебный процесс, пусть иногда нудный и как будто бесполезный, рано или поздно окончится. Все знания, накопленные за годы учебы, придется применять на практике. И вроде бы это неплохо - но по-прежнему хочется учиться, получать знания, а не отдавать их, и общаться с преподавателями, а не с коллегами. Может быть, это страх перед ответственностью и взрослой жизнью, а может быть - лучшая точка зрения, которая согласуется с популярной сегодня концепцией непрерывного образования. Да, именно `век живи, век учись` - без печального продолжения этой пословицы. Вечные студенты на велосипедах За рубежом такая тенденция прослеживается уже давно. Этому способствует и система образования: она позволяет выбирать курсы, чтобы учебный процесс протекал именно так, как хочется студенту, и в колледже, и в университете. В России этот подход пока распространен меньше - поэтому посмотрим на то, как живут соседи. В Западной Европе и США не придают такого значения законченному высшему образованию, да и занятие наукой - дело высокооплачиваемое и почетное. Впрочем, у нас тоже постепенно становится не только интересно, но и выгодно жить познанием и его постепенным применением. Конечно, это возможно далеко не во всех сферах. Однако многие специальности даже предполагают постоянное повышение квалификации - вся сфера высоких технологий, медиа, медицина, экономика, образование... Легче перечислить специальности, требующие сегодня одного-единственного диплома без постоянного подтверждения и обновления знаний. Не будем забывать и о том, что успешный специалист, кроме своих узких умений и навыков, должен обладать способностью делиться ими и организовывать работу нескольких человек; из этого следует прохождение дополнительных курсов менеджмента, а иногда маркетинга, изучение ораторского мастерства, повышение компьютерной и языковой грамотности. Кто-то предпочитает получать все эти дополнительные знания `без отрыва от производства`. Другие, наоборот, стараются как можно больше времени проводить в учебных аудиториях. В Европе можно встретить 30-, а то и 50-летних студентов, которые ходят на занятия вместе со своими двадцатилетними коллегами, так же конспектируют лекции и изучают научные труды, готовятся к семинарам и пишут курсовые работы. Только практика у них обычно более серьезная - на тех предприятиях, с которыми уже установлены какие-то связи. У иностранцев есть возможность получить и несколько дипломов по разным направлениям. Вспоминается, как в Санкт-Петербурге я познакомилась с шотландским специалистом Майклом - он изучал там русский язык. Это было его третье образование. Первое он получил по специальности `Искусственный интеллект и робототехника`, несколько лет работал по специальности, его даже приглашали в Японию в инновационные лаборатории по роботостроению. Но через какое-то время Майклу стало скучно заниматься только техническими вопросами - он решил исследовать юридические аспекты своей отрасли, и не просто в формате курсов. Он стал изучать право в университете, уже не в Шотландии, а в Англии. После получения диплома юриста он много путешествовал, работал в разных направлениях, несколько раз побывал в нашей стране - и влюбился в Россию. Ему захотелось изучать язык и экономику России, понимать самих людей и политику. Поэтому свой третий диплом Майкл получал в Петербурге - и вернулся в Великобританию уже специалистом в трех областях. Конечно, этот пример - скорее исключение, чем правило. Далеко не каждый, даже самый жадный, в хорошем смысле, до науки человек, сможет заставить себя вновь и вновь проходить через экзамены, жить в общежитии или на съемной квартире (ведь самое интересное в таком непрерывном обучении - это возможность получать образование в разных странах и городах). К тому же над многими довлеют классические схемы жизненного пути: получить работу, двигаться по карьерной лестнице, обзавестись семьей, детьми и постоянным кругом общения. Вечный студент в таком случае представляется существом безответственным и недальновидным. Но мы понимаем, что у подобного образа жизни есть и другая сторона.
источник: Журнал "Абитуриент" |