Слово книгочей сегодня носит почти пренебрежительный характер. Сразу представляется унылый `ботаник`, проводящий целые дни в библиотеке, или барышня, готовящаяся стать синим чулком. В самом деле: кому нужны книги в эпоху клиповой культуры? Да и для будущей работы начитанность вроде как не требуется. Получается, что книга остается `лучшим подарком` для пополнения красивой библиотеки, а рефлексии литераторов прошлых веков уже не котируются? И что делать тем, кто и так не любит читать? Мы действительно стали меньше читать: и взрослые, и дети предпочитают другие способы проведения досуга. Кто-то увлекается интернет-общением или экстремальными видами спорта, предпочитает собирать коллекцию DVD или проводить часы за игрой в X-box. И вроде бы подобная замена не всегда оказывается в ущерб интеллектуальному развитию. Ведь можно воспринимать культуру через визуальные и звуковые образы - картинки, видеоряды. Школьная программа давно сжата в хрестоматии, а критики написано столько, что кажется: прочитал и готово! Вот она, история отцов и детей в трех абзацах, вся проблематика налицо, не нужно вчитываться в описания поместий, внутренние диалоги персонажей и рассуждения о смысле нигилизма. Кроме того, на прочтение даже Достоевского или Гоголя подчас просто жаль времени, уже не говоря про четыре тома `Войны и мира`. Вину любят возлагать на подрастающее поколение, но будем откровенны: кто в последний раз видел своих родителей, читающих по вечерам современную прозу или обсуждающих Хемингуэя? Классическое объяснение - `устаем на работе`. Конечно, есть счастливые исключения, но в целом складывается впечатление, что как раз для работы литература совсем не нужна. С этим сложно поспорить: просто механическое чтение еще никого не доводило до добра. Что толку, если я прочитаю все книги школьной программы? В любом случае останется ещё огромное количество современной и зарубежной литературы. А главное - что изменится внутри самого читателя, если он будет знать, кто убил Карамазова-старшего? Да, если просто узнавать сюжетную канву и отмечать художественные особенности изображения какой-нибудь `диалектики души`, не изменится ничего. Количество прочитанных книг не так важно, как качество. А в чем измерять качество? На самом деле, качество нельзя измерить, но чтение - это активный процесс, и его нельзя отрывать от своей повседневности. Герои классической литературы оказываются близкими не только когда вы сталкиваетесь в жизни с ситуацией Татьяны Лариной и Евгения Онегина. Нет, это не значит, что стоит брать на вооружение бизнес-схему Чичикова, - но о связи литературных образов и реальной взрослой жизни стоит задуматься. Зачем нужны игры в классики Представьте себе молодого прогрессивного специалиста-сноба. Да, именно такого, в дорогих очках, рубашке Lacoste, с профессией журналиста-рекламиста или HR-менеджера. Конечно же, этот образ, что мужской, что женский, дополняет снобизм, иногда умеренный, иногда чрезмерный, цитаты из Кортасара вперемежку с фразами из Кьеркегора. На поверку многие такие эстетствующие снобы оказываются достаточно поверхностными людьми, но мода на начитанность налицо. Успешный человек развивается гармонично, - так что даже суперспециалист, не знающий ничего о внешнем мире и способный поддержать разговор только о своей работе, похож на того самого книгочея, о котором мы написали в самом начале. Желающих слушать об индексах Доу-Джонса и динамике потребительской активности, поверьте, намного меньше, чем тех, кто хочет обсудить последнюю книгу Пелевина или узнать ваше мнение о латиноамериканских поэтах прошлого века. При чем тут классика, спросите вы? Это очень просто. Во-первых, вся современная литература обращается к классическим источникам. Все сюжеты и почти все приемы уже придуманы, и многие книги построены как вариации на тему тех же русских писателей XIX века или даже античных авторов. Необязательно сразу хвататься за пьесы Аристофана: может быть, как раз интереснее прочитать сначала современную трактовку, и уже потом, подобно археологу, распутывая нить намеков, которые оставляют авторы, брать в руки классическую пьесу. Есть еще одна маленькая хитрость. Ведь не всегда в школьную программу входит самое интересное произведение какого-либо писателя. Кроме `Войны и мира` Толстой написал скандальное для своего времени `Воскресение`. Чтобы понять, что так поразило современников, стоит провести небольшое расследование, и конечно, без прочтения оригинала тут не обойтись. Кстати, если вы думаете, что ничего нового не откроете, то сильно ошибаетесь. В таких произведениях всегда спрятано немало смыслов, которые раскрываются в каждой эпохе по-разному. Многие писатели современности как раз строят свои произведения как толкование классических сюжетов тех же шекспировских пьес или басен Крылова (а может быть, Лафонтена или Эзопа?).
источник: Журнал "Абитуриент" |