Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ВУЗов
Каталог сотрудников
Законодательство
Единый госэкзамен
Программы
Тесты и экзамены
Бизнес-образование
Абитуриенту
Рефераты !!!
Дистанционное обучение
Конференции
Публикации
Стипендии и гранты
Сценарии
Полезные советы
Студенческая пресса
Трудоустройство
Литература
Наши партнеры
Гостевая книга
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Профориентация по коллайдеру

<<назад

Профориентация по коллайдеру Кажется, нет никакой связи: коллайдер привлекает всеобщее внимание - абитуриент поступает в вуз. Однако абитуриенты самых разных специальностей могут извлечь уроки из этого наиболее масштабного в истории науки начала XXI века эксперимента, который нам выпало созерцать.

Главными именинниками на адронно-коллайдерном пиру должны стать будущие физики: они получют возможность наблюдать за развитием науки воочию. Самая важная мысль, которую можно высказать по поводу Большого адронного коллайдера: при удачном стечении обстоятельств ученые ожидают фундаментальных результатов. На кону - достижения физики XX века. Этот самый крупный в мире ускоритель - кольцо длиной 27 км - обеспечивает самую высокую энергию частиц, до 7 трлн эВ. Они летят со скоростью около 99,999999% от скорости света. Эти параметры позволяют моделировать условия, которые были через доли секунды после Большого взрыва (возникновения нашей Вселенной). Физики надеются, что такое проникновение почти к началу мира позволит получить ответы на ключевые вопросы: как устроена материя, что такое масса, пространство и время, сколько существует элементарных частиц и почему это частицы, а не суперструны.

Будущих филологов и переводчиков наверняка заинтересует, что звучное слово коллайдер имеет скромный русский аналог - `ускоритель`. Перед нами еще одно англоязычное заимствование, без которого отлично можно обойтись. В названии присутствует и термин адронный. В основе греческое слово, означающее `сильный`. Такие частицы - адроны - участвуют в сильном взаимодействии, а всего в природе четыре типа взаимодействий (сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное). Оцените, как сильно влияют выбор языка и языковой политики: `ускоритель частиц` звучит обыденно, зато `адронный коллайдер` - устрашающе, да и выговорить трудно. Слово по-прежнему правит миром! Чем не довод в пользу будущей профессии?

Итак, в коллайдере разгоняются и сталкиваются адроны. Парочку адронов (их больше, конечно) хорошо изучают в школе - это протон и нейтрон. Когда пучки частиц на больших скоростях сталкивают друг с другом, частицы разрушаются, и физики смотрят, что получится. А вам нужно не отставать от `технарей` и быть в курсе современных научных достижений: это часть культуры!

Будущие культурологи и социологи могут с интересом наблюдать за развитием современного мифа, хотя мифопоэтические представления и относятся к самой древней форме мышления. В обществе создается замечательная `мифопорождающая` ситуация. А как же! Обладатели священных знаний перешли в подземный мир (коллайдер расположен на глубине около 90 метров) - и теперь, если нарушатся священные правила, погибнет всё мироздание. На такую архаичную конструкцию (подземный, `нижний` мир часто воспринимается как место обитания опасных сил, `средний` мир населен людьми, а в `верхнем` обитают созидательные духи) органично наслаиваются представления о черных дырах, которые будто бы могут поглотить нашу планету или даже Вселенную. Научитесь распознавать современные мифы - и вы многое поймете о нынешнем обществе. Представления о коллайдере - кладезь примеров для будущего социолога или культуролога.
Вниманию будущих журналистов и ученых любых специальностей! Интересный поворот - при любом исходе эксперимента ученые ждут захватывающих новостей. Принятые сейчас результаты могут быть подтверждены либо опровергнуты - и еще неизвестно, что является более увлекательным. Многие высоко оценят возможность нового интеллектуального приключения.

Сейчас удивительный момент - наука делается у всех на виду. Почти реалити-шоу про самый популярный эксперимент всех времен и народов. Коллайдер привлекает больше внимания, чем звезды глянцевых журналов. Возможно, на страницы престижных СМИ проще попасть в рабочей одежде сотрудника лаборатории, чем в модном наряде на подиуме, а писать статьи в прессу можно не только о гламуре, но и о научных открытиях? Сегодняшняя открытость науки позволит лучше осознавать историчность знаний, подробнее разбираться в том, как эти знания были получены. Не вызубрить бездумно три закона Ньютона - а понимать, почему создатели новой науки спорили с Аристотелем, а потом Эйнштейн и Бор сотоварищи обрушили всё здание классической физики.

Именно сейчас становится очевидным, что научное знание - это не набор догм, а призыв к размышлению. Коллайдер помогает уяснить, что недостаточно просто заучивать формулы или шаблоны для решения типичных задач.

Постараемся теперь понять, почему это сложный момент для выбора профессии. Сейчас и США, и Россия обсуждают возможность строительства сходных ускорителей, еще большего масштаба. Значит, скорее всего, физическим исследованиям будет уделяться больше внимания - и стоит специализироваться в этой области. Однако не исключено, что многие фундаментальные результаты получат подтверждение. Останется ли на долю будущего поколения исследований такое же количество открытий? Вероятно, да, поскольку во многих областях потребуются уточнения и дополнения.

Для будущих ученых разных специальностей важно иметь в виду: наука интернациональна. В запуске коллайдера принимают участие представители разных стран, включая Россию. Лучше владеть английским, потому что именно английский является сейчас глобальным языком науки. Абитуриенты, мечтающие о стезе исследователя или аналитика! Английская грамматика и лексика помогут вам читать публикации и о Large Hadron Collider, и о других новейших научных достижениях - и общаться с коллегами по всему миру.
Вне зависимости от выбранной специальности, отличить науку от псевдонауки не так просто. Ситуация с коллайдером позволяет понять и эту проблему. Сейчас популярные научные и околонаучные идеи доступны для всех (через печатные СМИ, через Интернет). Как стоит относиться к тому, что публикуют газеты или блоги? Фактически требуется умение провести `экспертизу эксперта` - понять, можно доверять автору материала или нет. СМИ в погоне за сенсацией могут напутать либо присочинить. Как с этим быть?

Конечно, важно быть в курсе современных достижений. Однако не отстоявшиеся представления могут и на экзамене подвести! Чтобы не попасть впросак, можно руководствоваться пониманием общих научных представлений о мире. Если вам рассказывают о вечном двигателе, о движении быстрее света или намекают на особую, `тонкую материю`, то с точки зрения современной науки это сомнительно. Полезно вступить в дискуссию (реальную или воображаемую) с автором спорного материала. Можно поинтересоваться, насколько обоснована его точка зрения. Можно ли, например, предъявить публике такие результаты экспериментов, которые сумеет воспроизвести любой другой ученый? Если нет - скорее всего, нас вводят в заблуждение. Не стоит судить о коллайдере только по `Ангелам и демонам` Дэна Брауна: Не стоит судить и о вашей будущей профессии только по слухам и по шаблонам.

Наблюдение за Большим адронным коллайдером поможет не только будущим физикам, специалистам по микромиру. Решайте, как учиться под `шум и блеск коллайдера`. И чему именно учиться.

Юлия Вертгейм,
преподаватель концепций современного естествознания,
Новосибирский государственный университет

источник: Журнал "Абитуриент"

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru