Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Школа: двенадцать лет кошмара

<<назад

0Одна пятиклассница как-то пришла из школы со словами: `Ненавижу древних греков!` `За что?` - удивилась мама. `Они придумали школу!` - отрезала она.

Бедные греки. Это из-за них мы мучаемся. Это им пришло в голову, что знания надо получать каким-то определенным образом. Приходить в специально отведенное место. Рано вставать. Надевать специальную одежду. Рассаживаться особым образом. Особым образом слушать объяснения учителя (в советской школе даже существовала `поза внимания`). Изучать некие обязательные дисциплины.

Прошло много веков, но школа мало изменилась. Это на удивление консервативный механизм. И без сомнения необходимый и, пожалуй, единственный оптимальный способ получения знаний.

Но правда и то, что именно со школой связаны все самые страшные воспоминания детства. И пресловутые сны, в которых тебя должны вызвать к доске, а ты чего-то не выучил, которые преследуют до конца дней, - тоже продукт школьной системы.

Впрочем, когда я говорю, что ничего не помню про войну Севера и Юга или про теорию относительности, или не могу решить элементарное уравнение, или не знаю, где находится Гваделупа, муж всегда с удивлением восклицает: `Но ты же училась в школе! Там это проходили!`

Проходили. Но я ничего не помню. Школьные знания имеют поразительную способность как-то выветриваться без следа.

В `перестройку` стали бороться с советской школой, потому что она ассоциировалась с тоталитарным насилием. Появилось множество альтернативных учебных заведений, в которых всё должно быть не так. Свобода вместо принуждения, обычная одежда вместо формы, игра вместо казармы: Появились школы, в которых не заставляют. Где детям раздолье. Где не ставят отметок. Вначале это казалось спасением. Многие родители поспешили отдать детей в эти приятные места. Но выяснилось, что всё не так просто. Для приятной тусовки условия прекрасные. Но с образованием как-то не очень...

Недавно обнаружила в одной из газет 1992 года такие рассуждения: `В сознании людей прочно внедрены мифы, связанные с образованием. Например, миф о том, что учить детей должны специалисты-педагоги, прошедшие специальную подготовку... второй миф - детям необходимо учиться в коллективе... и еще одно порождение тоталитарной системы - миф о единой школе`.

Ну, положим, миф о единой школе - не порождение советского режима. Концепция единой школы зародилась во Франции XVII-XVIII веков вместе с развитием идей Просвещения. Распространение единой школы было одним из условий буржуазной модернизации в Европе. Мыслители эпохи Просвещения прекрасно понимали: если люди не получают некоторых необходимых, равных и одинаковых знаний, то невозможно никакое свободное соревнование - общество просто распадется на замкнутые сословия и касты.

`Среднее образование, бесплатное и всеобщее, необходимо для того, чтобы обеспечить работодателю определенный уровень образования рабочей силы. Человек должен ориентироваться в довольно сложной сегодня производственной среде. И как потребитель он тоже должен быть образованным, чтобы обеспечить спрос на технологии (мобильники, телевизоры, компьютеры). Со стороны людей это шаг к выравниванию жизненных шансов, не очень большой, но по сравнению, например, с XIX веком - огромный`, - считает социолог Анна Очкина.

В начале 2000-х годов общество, уставшее от нестабильности и экспериментов, захотело порядка и твердой руки. Это почувствовалось и в школе. Опять стали вводить форму. В одной школе написали даже что-то вроде манифеста: `В 1990-е годы школа почти освободилась от форменной одежды, воспринимая ее как неприятное напоминание о системе, которая стремилась уравнять и регламентировать всё и вся... Школьники одевались, кто во что горазд... Свобода одежды расширила пропасть между богатыми и бедными. Школьники разбились на касты... Школьная форма в России вновь входит в моду. Ее главное назначение теперь - поддерживать в детях корпоративный дух, чувство гордости за свое учебное заведение... От нее ожидают и другого: `маскировки` социального неравенства учеников... Школьная форма дисциплинирует, настраивает на рабочий лад`.

Дисциплина, похоже, улучшилась. Что касается знаний... Знакомый учитель истории признавался, что учеников, которые сейчас у него в отличниках, десять лет назад он бы держал твердыми троечниками. Присутствовавшие при этом преподаватели других предметов вздыхали и соглашались.

Сегодняшняя школа похожа на остальное общество: она соединяет периодические эксцессы авторитаризма, когда учитель может даже ударить детей, с элементами хаоса.

Я пыталась выяснить у разных людей, зачем нужна школа, и получила примерно такие ответы.

`Школа готовит к взрослой жизни. А взрослая жизнь - штука не очень приятная! Во всяком случае, так принято считать. И отсюда негативная эмоциональная часть школы. Негативные эмоции и опыт нужны, и без них школа бы не справлялась со своей задачей`.

`Школа нужна для социализации, для того, чтобы человек нахватался хотя бы в первом приближении навыков разного рода взаимодействий, принятых в том социуме, в котором ему предположительно придется жить. И эти-то навыки как раз - главное, потому что остаются и после того, как человек благополучно забудет основную часть школьной программы`.

`Школа дает базовый набор знаний, которые могут пригодиться в современном обществе. Конечно, весь этот объем никогда не пригодится, но с другой стороны, нельзя знать наверняка, что пригодится, а что нет. Поэтому его и дают с запасом. В то же время очень важно, что все члены общества учились примерно в одинаковой школе. Есть общая культура. Без этого не могли бы общаться. Сейчас у нас каждый знает, кто такой Пушкин, например`.

И вот сообщают, что планируется продлить эту муку до двенадцати лет.

Единственное объяснение состоит в том, что на рынке труда эти переростки не нужны. Пока они учатся в школе, их обязаны содержать родители, а государство и бизнес делают вид, что их эта проблема не касается. А для молодых людей это просто потерянный год жизни, в течение которого не только нельзя ничему научиться, но можно окончательно деморализоваться и забыть то, что знаешь. Кстати, подобные эксперименты уже проводятся в некоторых европейских странах, например, в Латвии - с общепризнанными катастрофическими последствиями. При этом никого не волнует, откуда родители возьмут деньги на содержание своих детей, а в условиях кризиса это тоже проблема.

Думаю, что когда греки затевали историю со школой, они и не предполагали, во что это выльется.
Но как раз именно Древнюю Грецию школьники изучать любят.

Глущенко Ирина

[an error occurred while processing this directive]

источник: Рабкор

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru