Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ВУЗов
Каталог сотрудников
Законодательство
Единый госэкзамен
Программы
Тесты и экзамены
Бизнес-образование
Абитуриенту
Рефераты !!!
Дистанционное обучение
Конференции
Публикации
Стипендии и гранты
Сценарии
Полезные советы
Студенческая пресса
Трудоустройство
Литература
Наши партнеры
Гостевая книга
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Кризис образования: что делать абитуриенту?

<<назад

0Не только экономический мировой кризис у всех на слуху, но и кризис в самом образовании остается злободневной темой. Точнее будет говорить о кризисных явлениях в этой сфере - не чтобы преуменьшить масштаб, а потому что единого кризиса нет; скорее, это много разных кризисов, вызванных различными обстоятельствами. Глубинные причины происходящего связаны с тем, что пока не удалось разработать успешные новые модели образования.

Основное противоречие состоит вот в чем: по форме образование по-прежнему остается массовым, однако современный образованный человек, чтобы преуспеть, должен обладать уникальными знаниями, компетентностью, умением выстроить свою карьеру. Как подготовить такого уникального специалиста с помощью массовых образовательных технологий? Проблема является не только российской - пока переход к новым принципам и образовательным технологиям полностью нигде не осуществлен.

В нашей стране кризисные явления в образовании также связывают с особенностями постсоветской системы образования. В чем суть претензий к этой системе? Вузы не обеспечивают подготовку на современном мировом уровне, они редкие гости в международных рейтингах. Качество школьного образования низкое, поэтому вузовские требования к поступающим тоже снижаются. Вузы недостаточно финансируются, они слабо оснащены, а преподаватели мало получают и перегружены либо просто вынуждены менять работу. Наконец, вузы не следят за ситуацией на рынке труда, и зачастую их выпускники оказываются невостребованными. Самые категоричные выводы выглядят так: советское образование страдало от многих изъянов, а постсоветское `проедает` прежнее наследие, не предлагая взамен ничего нового.

К тому же в обстоятельствах мирового экономического кризиса возникает ситуация неопределенности. В нашей стране кризис ставит под угрозу и государственное, и негосударственное высшее образование. Вузы начинают экономить на всем, а это снижает качество обучения. Растет безработица, выпускнику вуза становится труднее найти работу. По прогнозам, без работы может остаться примерно каждый десятый выпускник.

К сожалению, сегодня студент рискует столкнуться с крайними обстоятельствами - закрытием того вуза, куда он поступил учиться. По прогнозам, примерно треть студентов не в состоянии будут продолжать оплачивать учебу, что грозит вузу разорением и банкротством. В группу риска попадают негосударственные вузы, однако сокращение числа платных студентов ударяет и по государственным вузам тоже.

Кроме финансовых проблем, вуз может столкнуться с трудностями при аккредитации - периодически нужно заново получать лицензию, дающую право вести образовательную деятельность. В настоящее время власти не выработали отчетливой политики - то раздаются призывы резко сократить количество `псевдовузов`, то от реализации этих идей вновь отказываются. Однако такая опасность тоже существует.

И власти, и вузы предлагают свои антикризисные меры. Предполагается, что студентам-платникам, попавшим в тяжелую финансовую ситуацию, с помощью особой программы помогут перейти на вакантные бюджетные места - однако это распространяется только на хорошо успевающих студентов. Также увеличат количество мест в аспирантуре и магистратуре. Кроме того, вузам обещано разрешить создавать собственные малые предприятия и зарабатывать на интеллектуальных продуктах.

Итак, высшее образование остается массовым, недостаточно финансируемым, не всем доступным, дорогим и рискованным. Что можно противопоставить кризисным явлениям в образовании? Что способно стать основой лично вашей антикризисной образовательной программы?
Сохраняйте спокойствие и цените свои возможности. Время и средства, потраченные на образование, не должны пропасть даром. Недопустимая роскошь - относиться к своим знаниям, умениям и навыкам формально и спустя рукава. Паника - самый плохой советчик. Ваша задача - извлечь максимальную пользу из тех образовательных возможностей, которые у вас есть.
Будьте самостоятельны и отвечайте за свои знания и умения. Стоит осознать, что даже красный диплом самого престижного вуза автоматически не гарантирует будущей успешной карьеры. Нельзя просто становиться частью образовательного конвейера: так у вас не будет преимуществ по сравнению с теми, кто получит аналогичное образование. Что обеспечит уникальные знания и компетентность именно вам?
Постоянно обновляйте информацию. В условиях кризиса всё меняется очень быстро. Вам нужно оценивать свои перспективы на рынке труда - будете ли вы востребованы как работник после окончания вуза. Также нужно оценивать перспективы вуза, в котором вы собираетесь учиться. Кроме того, стоит принять во внимание ваши материальные возможности и возможности вашей семьи. Если доходы сократятся, каким образом вы минимизируете последствия для вашего обучения?

Будьте разумно осторожны при выборе вуза и специальности. В нынешней ситуации этот выбор - действительно сложная проблема. С одной стороны, если вы предпочли популярную специальность - то стоит вдвойне и втройне позаботиться о том, чтобы стать лучшим в профессии (поскольку отмечается факт перепроизводства выпускников и высок риск безработицы). С другой стороны, если производство начнет развиваться, возникнет острый дефицит инженеров. Возможно, имеет смысл пересмотреть свои приоритеты?

При выборе вуза тоже появляются новые важные моменты. Если это негосударственный вуз - достаточно ли в нем учится студентов, нет ли признаков плачевной финансовой ситуации? Как давно этот вуз прошел аккредитацию? Участвует ли в антикризисных мероприятиях? Предлагает ли программы дополнительного обучения, поддержку при устройстве на работу?
Будьте гибкими. Учитесь получать знания из разных источников. Общение с преподавателями, с другими студентами, с коллегами по работе, с людьми из других стран, чтение книг и статей, работа в Интернете - всё должно способствовать вашему успеху.

Стремитесь овладевать знаниями и технологиями на мировом уровне. В самых престижных профессиях конкуренция идет в глобальном масштабе, так что ваше образование тоже должно быть мирового класса. Поэтому бесценно знание иностранных языков - глобальным является английский, однако в зависимости от вашей специальности и карьеры могут быть востребованы европейские языки, китайский, японский, арабский. Знание иностранных языков даст вам возможность непосредственного общения с коллегами из других стран, чтения специальной литературы. Важным подспорьем могут стать электронные библиотеки такой литературы (www.gigapedia.org, www.questia.com, европейские и российские проекты).
Приобретайте опыт работы. Далеко не все знания можно передать формальным способом. Большую роль в становлении специалиста играет `личностное знание` - то, что можно усвоить только в общении с ведущими профессионалами в своей области.
Учитывайте дополнительные факторы. Одних знаний по специальности для успешной карьеры недостаточно. Сегодня профессионалу требуются самые разнообразные знания о людях, культуре, обществе. Нужно понимать, как делается карьера; владеть основами психологии; уметь успешно общаться; знать основы тайм-менеджмента; самостоятельно работать с информацией; хорошо выглядеть; поддерживать физическое и эмоциональное здоровье; быть конкурентоспособным на рынке труда.

Если вы соблюдете все эти условия, кризис в образовании превратится для вас в кладезь новых возможностей.

Юлия Вертгейм, преподаватель Новосибирского государственного университета

[an error occurred while processing this directive]

источник: Журнал "Абитуриент"

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru