В середине XXI века вам исполнится 60. Люди старше шестидесяти будут составлять не 21% мирового населения, как сейчас, а 32%.
Разные отрасли способны развернуться лицом к пожилым, измениться ради них. Где, чему и как учиться, чтобы работать с пожилыми? Старость можно изучать, получая высшее образование почти по любому профилю. Однако в целом вузы не уделяют ей достаточного внимания. То есть уделяют не настолько, чтобы каждый школьник мог перечислять `геронтологические вузы` настолько же уверенно, насколько он перечислял бы, скажем, авиационные.
Кто такие пожилые люди?
I. Мы их не знаем!
Старость - загадочный возраст. Особые признаки старости не свойственны ни детству, ни юности, ни зрелости. На ее наступление влияют многие причины. Физическая, психологическая, умственная, профессиональная и гражданская старость приходят не синхронно. Старость поддается корректировке. Геронтологи даже указывают на возможность выбирать путь старения.
Если бы старость была просто `не радостью`, как по пословице, ее феноменом не занимались бы учёные.
Вузовское изучение геронтологии
Хочется увидеть в российском вузе целый блок предметов о старости и старении - как, допустим, в университете штата Сан-Франциско, США. По геронтологии там предлагается множество долгосрочных курсов - `Старение в многоаспектном контексте`, `Старение и этническая принадлежность`, `Геронтология: междисциплинарные перспективы`, `Старение: этический и юридический вопросы`, `Старение и лидерство`:
Эта наука обширна. Там, где ее касаются, ее могли бы изучать в б?ольших объемах. Однако применительно к конкретным областям знания из нее вырывают для изучения меньшие куски, ограничиваясь то лишь одним предметом, то - лишь отдельными лекциями.
На некоторых направлениях биофака СПбГУ проходят генетические аспекты геронтологии. А на кафедре психологии развития главного вуза северной столицы есть междисциплинарный курс `Психогеронтология` для магистрантов. В Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы на факультете психолого-социальной работы изучают геронтологию социальной работы. В МПГУ на географическом факультете о старении говорится в связи с темой демографии и трудовых ресурсов, а также при сравнении половозрастных пирамид разных стран и регионов:
Хотите получить профессиональную подготовку для работы с пожилыми? Определяясь с вузом, обращайте внимание, насколько вписывается курс геронтологии в структуру предметов конкретного факультета или кафедры. Если этот курс не основной, то далее смотрите, кто именно его преподает и серьезно ли этот человек занимается наукой.
Медицина - пожилым
Речь пойдет о частном разделе геронтологии - о гериатрии, или медицинской помощи пожилым людям. Углубившиеся в вопрос освоят также понятие паллиативной медицинской помощи, или симптоматической помощи неизлечимым. Те, кто расширит понимание проблемы, вычитают в зарубежных изданиях термин менеджмент боли - и поймут, что сила боли недооценена. Ну и, конечно, вы изучите вопросы профилактики, качества жизни и здорового долголетия.
Самарский государственный медицинский университет стал учредителем научно-исследовательского института `Международный центр по проблемам пожилых людей`, а преподаватели этого вуза приложили усилия к созданию социальных лабораторий центра. Здесь разрабатывают новые геронтотехнологии, дабы улучшить качество диагностики и лечения; было проведено 5 международных семинаров, а также съезд геронтологов. В институте идет послевузовская подготовка врачей, разработан учебник по гериатрии и геронтологии, по которому учатся все студенты медвузов России.
В Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова всё скромнее: просто есть факультет послевузовского образования врачей, а при нем - кафедра гематологии и гериатрии. Зато её коллективом издается журнал `Клиническая геронтология`.
[an error occurred while processing this directive]