Отдавая ребенка в школу, родители заботятся о том, чтобы школа была хорошей, учителя - знающими, одноклассники - детьми из хороших семей. Весной родители дошкольников обычно начинают поиски школы. Но ведь есть и другие формы обучения - например, семейное.
Можно ли вообще учиться дома?
`В последнее время к нам стало приходить все больше родителей, которые хотят перевести ребенка на семейное обучение. Отчасти из-за кризиса, потому что мамы предпочитают оставаться дома и заниматься детьми, отчасти из-за разочарования в школе`, - рассказывает руководитель клуба `Автодидакт`, педагог, психолог Марина Байкова. Клуб этот, существующий с 1994 года, объединяет родителей и педагогов, которые предпочитают школе учебу в родных стенах, дома. Сама Марина - мама троих детей, которые ни одного дня не учились в школе, но при этом с успехом поступили на бюджетные отделения престижных институтов и в аспирантуру. `Ни в коем случае не отрицаю школу вовсе и не призываю всех поголовно ее бросить. Но убеждена, что семейное обучение - это элитарное образование, причем единственное, что для него требуется - время, потраченное родителями, и ответственность. Все дело в том, что дети сегодня резко меняются, - объясняет Марина, - они быстрее мыслят, обладают большим объемом информации благодаря компьютерам и вообще иначе смотрят на мир. И, для того чтобы школа соответствовала нынешним детям, нужно, чтобы выросло новое поколение учителей. Конечно, есть школы, где детям интересно, где создана правильная атмосфера и увлеченные педагоги. Но сегодня их очень немного`.
На семейное обучение, как правило, переходят дети, которых школа `выбрасывает`. Одним скучно, и они изводят учителя вопросами, другие не в силах подолгу сидеть. Сюда же относятся дети с ранней одаренностью, которые много занимаются спортом или музыкой. `Мы, - поясняет Марина, - предлагаем программы по разным предметам, советуем, как оформить отношения со школой, а главное, - помогаем родителям преодолеть главные предрассудки о семейном обучении.
Ребенку необходима дисциплина. На самом деле нужны мотивация, стремление познавать новое, а как раз это в школе быстро пропадает. А родители в состоянии эту мотивацию пробудить - тогда не надо будет и `строить` ребенка.
Родители не обладают педагогическими знаниями. По нашим методикам родители тесным образом участвуют в учебе лишь в первые два-три года. Становясь старше, ребенок приобретает способность к самообучению, ищет нужную ему информацию по учебному плану. У родителей, в сравнении с учителями, есть преимущество - они хорошо знают ребенка, поэтому у них больше шансов заинтересовать его.
Ребенок не научится жить в коллективе. При правильно построенном домашнем обучении на уроки уходит не более 2 часов в день. Остальное время можно использовать для занятий спортом, музыкой, рисованием - общаться в коллективе детей со сходными интересами. Школа же часто `ломает` не имеющих врожденного `стержня`. Все мы знаем, как тяжело бывает в школьной компании ребятам слабым, неуверенным в себе. Со временем, пройдя подростковый возраст, такие дети обретают уверенность. И отсутствие школьного опыта агрессии поможет им сохранить открытость миру. Вырастая в дружелюбной среде, обладая добрым характером и высоким интеллектом, эти дети чаще всего становятся душой компании`.
Ведь именно в школе отныне будет проводить большую часть жизни сын или дочка. А родителям останутся автографы в дневнике, родительские собрания со взносами и ежевечерний вид детской спины, выразительно согнутой над письменным столом. `Ничего-ничего, - думают родители, вспоминая свое школьное детство, - и мы так учились`. Если надо `подтянуть` и `выправить`, нанимают репетитор. Вмешиваться в сложный учебный процесс мало кто отваживается, слишком уж далеко позади осталась школа. Только вот уровень школьного образования стремительно падает. Абитуриенты, говорят вузовские преподаватели, не просто не знают каких-то важных вещей, у них часто отсутствует общее представление о предмете, логические связи между разными фрагментами науки. Школьные учителя в большинстве своем в ответ разводят руки и говорят, что с нынешними детьми они не справляются. И только родители могут помочь ребенку справиться с учебой. Причем для этого не нужны сверхусилия и какие-то особенные знания, только терпение - и следование советам наших экспертов.
[an error occurred while processing this directive]