Еще 15 лет назад любой крупный собственник бизнеса рассмеялся бы в лицо тому, кто сказал бы, что для развития своего дела ему надо сесть за парту. Сегодня бизнес образование считается чуть ли не обязательной графой в резюме. При этом оно окружено огромным количеством мифов. Многие ли из них имеют под собой реальную основу?
Миф 1. Бизнес образование - деньги на ветер
Миф о том, что бизнес образование ничего не дает, - один из самых распространенных. Он уходит корнями сразу в две проблемы, которые существуют на рынке. Первая заключается в некомпетентности ряда игроков, вторая - в некомпетентности самих клиентов компаний.
Бизнес образование - это работа с осознанной целевой аудиторией. Более того, это работа с аудиторией, которая имеет мощную энергетику. Во всем мире обучение такой аудитории строится на диалоге, у нас же (в силу непрофессионализма многих участников рынка) очень часто учат на основе информации, взятой из общих источников. Людям просто читают лекции. В результате те, кто должен стремиться к другой ментальности, к другой ступеньке развития, получают обыкновенный диплом о переподготовке. Он ничего не подтверждает, кроме того, что человек прослушал ряд предметов. Отсюда и идет неудовлетворенность клиентов, которые платят за бизнес образование большие деньги, но не получают результата.
Стандартов, по которым работали бы бизнес школы, их тренеры и консультанты, не существует: ни комиссий, ни сертификации, ни законодательного регулирования. Фактически преподавать может кто угодно и как угодно. Поэтому ничто не мешает недобросовестным преподавателям завышать ожидания от программ, для того чтобы привлечь в них как можно больше участников.
Однако все это вовсе не означает, что бизнес образование - пустая трата денег. Если оно не приносит эффекта, значит, клиент относился не с должной ответственностью к выбору компании. Эксперты подчеркивают, что сейчас рынок бизнес образования находится на той стадии развития, когда уже можно определить, кто работает хорошо, а кто не является профессионалом. На нем есть бренды - компании, которые узнают и которым доверяют. Кроме того, у клиента есть возможность ознакомиться с целями программ, с опытом тренеров или консультантов и понять, готов ли он платить за эту услугу деньги.
Миф 2. Бизнес образование зомбирует людей
Этот миф имеет под собой реальную основу. Вопрос о критериях качества в образовательных программах по психологии сегодня стоит более остро, чем в любых других программах, так как они в определенной степени изменяют человеческое сознание и мировоззрение. Злоупотребление в области психологического бизнес образования может привести к крайне негативным последствиям для клиента.
Корень проблемы кроется в трансформации знания некомпетентными участниками рынка. Клиенту требуется простое решение проблемы, поэтому многие непрофессиональные бизнес-тренеры упрощают глубокие концепции, скажем, НЛП или соционики. По сути, вместо полного изучения какой-либо философии предлагают ее матричную схему. Естественно, что всякий индивидуальный подход при этом исключается. Дальше начинаются проблемы: управляющий проходит обучение и начинает делить своих сотрудников на 16 соционических типов. Но люди не укладываются в тип!
К сожалению, эта проблема будет долго актуальна для всех участников рынка. Поэтому эксперты рекомендуют клиентам тщательно подходить к выбору подобных программ.
Миф 3. За два дня ничему нельзя научиться!
Этот миф появился исключительно благодаря нашему менталитету. Наш соотечественник уверен: чтобы чему-то научиться, необходимо по меньшей мере получить высшее образование. Поэтому краткосрочные образовательные программы в бизнес школа обычно вызывают недоверие у клиентов-новичков.
Клиенты часто говорят: `Чему я научусь за два дня?! Получу-ка я лучше второе высшее образование`. Несомненно, высшее образование необходимо. Оно учит работать с информацией, учит систематизировать. Но высшее образование - базовый уровень. Это раньше мы могли закончить, скажем, химфак и прожить на одном дипломе всю жизнь. В наши дни обновление знаний происходит каждые два года. Чтобы быть в тонусе и быть востребованным специалистом, невозможно не получать новое знание или получать его слишком долго. Поэтому мир уже давно живет на краткосрочных программах.
[an error occurred while processing this directive]