От того, как человек подходит к работе, любит ли ее, увлечен ли, сильно зависит его довольство собой, ощущение своей нужности, полезности или никчемности среди людей, в конечном счете зависит, насколько полна и радостна его жизнь.
Мы выше говорили уже с вами, что в смысле чисто трудового воспитания, то есть в смысле обучения ребенка трудовым приемам, передачи ему из рук в руки накопленных в семье трудовых навыков, родители в наше далеко не патриархальное время могут сделать немного, да и то немногое почти умещается в рамках домашнего хозяйства. Но все же в распоряжении старших остается богатый арсенал педагогических средств, позволяющих верно сформировать подлинно трепетное отношение к труду.
Вот, например, школьные занятия. Кроме всего иного, это и труд. Они приучают к систематической работе, требующей и терпения, и упорства, и немалых усилий. Трудовые установки закладываются всем учебным процессом. На школьной скамье решается уже, что для ребенка, подростка на первом месте - настоящий или показной успех, прочные знания или хорошие отметки.
Если с благословения родителей он начинает ловчить, изворачиваться: спросили сегодня по истории - завтра-послезавтра историю не открывает, на контрольной подглядывает в чужую тетрадь, на экзамен тащит шпаргалки, - он постигает принципы мелкого очковтирательства. Погоня за голой отметкой влечет пусть не катастрофические, но все же заметные моральные потери, которые, накапливаясь, создают уже предпосылку для искажения трудовых установок и в будущем.
Работа - источник материальной обеспеченности, но она же осознается нами как долг и доставляет высокое человеческое удовлетворение. Эту диалектичность надо донести до ребенка, чтобы он усвоил, как сочетаются в трудовой деятельности нравственные и материальные стимулы, чтобы денежные последствия труда не заслонили его общественного содержания.
И когда, получив аттестат, юноша или девушка советуется с родителями о выборе профессии, тоже нельзя забывать о моральном аспекте проблемы. Выбор специальности не только личный акт, но одновременно и акт общественный, показывающий степень гражданской зрелости человека. Куда он пойдет - где полегче, где можно поменьше давать обществу и побольше брать себе, или туда, куда его тянет хоть и не очень `хлебное` сперва призвание, где он будет работать и впрямь по способности?
Ни в коем случае не толкайте своего сына или дочь на меркантильный путь, на путь, не сулящий самого коренного - радости и интереса для данного юноши или девушки. Человек должен любить свою работу. Лишь тогда он будет действительно нужен людям и обществу и действительно счастлив! источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |