Вот бабушка зовет-зовет его домой, наконец хватает под мышку и так транспортирует по лестнице.
- Бабушка, не тащи меня насильно! - кричит он, отбиваясь.
- Что же мне делать? Ведь ты не слушаешься! Я вынуждена тебя тащить.
- А я вынужден изо всех сил вырываться!
Конечно, вынужден. Не хочет он быть какой-то четвертушкой человека, которую под мышкой носят! В отношениях с малышом родители должны постараться избежать двух крайностей.
Решительное противодействие стремлению ребенка везде лезть со своим `я` вызовет отрицательную реакцию. Либо ребенок будет смят в первой попытке развернуть свою личность и станет равнодушнее, пассивнее, тупее. Либо приспособится обходить запреты, ускользать от надзора и поступать-таки по-своему, исподтишка.
Максимальное облегчение ребенку побед и преодолений, захваливание с целью поддержать в нем `боевой дух` тоже не годится. У малыша выработается склонность к переоценке себя и недооценке других. В дальнейшем, когда он близко столкнется с этими другими (в том же детском саду или в школе) и потерпит ряд поражений (в чем-то неизбежно), он испытывает непропорциональное чувство унижения, так как иммунитет к неудаче не развит.
Вероятно, середина оттого и зовется `золотой`, что чаще именно посередине лежит правильный курс. Позаботьтесь же, чтобы здоровое начало `я сам` смогло проявиться в широком круге проб, успехов, ошибок, в приобретении навыков и знаний. Чем больше опыта, тем более `целесообразное я` построит себе ребенок.
В период первого кризиса формируются основы взаимоотношения `я - окружающие`. А оно - краеугольный камень в душевном мире человека. Сейчас ребенок, особенно чуток ко всему, в чем прозревают принципы отношений между людьми. Он болезненно воспринимает применение силы вместо права и справедливости, лжи вместо правды. Это надо строго учитывать.
Таков в общих чертах ранний этап становления характера. источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |