Развитие ребенка не плавно. Количественные изменения, накапливаясь, вызывают затем качественный скачок, преобразующий растущую личность. Сфера действий ребенка расширяется скачкообразно же.
Первый кризис личности совпадает по времени с приходом в детский сад. Второй - в школу. Третий - подростковый - завершается с окончанием средней школы и выбором жизненного пути.
Причем движение не всегда лишь поступательное. В ранний период часты шаги назад. Уже, например, встал на ножки, пошел, потом прихворнул и разучился, приходится начинать сначала. Или не прихворнул, просто испугался, ушибся - и `застрял`.
В разные периоды ребенок разный. Но есть все же черты, объединяющие детей любого возраста и отличающие их от взрослых.
Мы уже говорили о недостаточности второй сигнальной системы. Столь же характерна повышенная эмоциональность детей. Наш зрелый рационализм иногда раздражается их непосредственностью, импульсивностью, но дети уж так устроены, что живут сердцем, а не рассудком.
Для их восприятия мира типичен своего рода схематизм. Он лишен и намека на сухость, но отвергает градации, полутона. Белое - черное. Добрый - злой. Никаких `но`. Диалектические противоречия внутри предмета, явления, человека непонятны и даже неприятны ребенку. Отсюда сохраняющаяся и в юношеском возрасте прямолинейность, категоричность суждений.
Ребенок не действует, как взрослый. Он несравненно свободнее нас в своих поступках, так как довольно долго не связан моральными нормами и громадным количеством условностей, регулирующих наше поведение. Он на первых порах и `аморален` и `анархичен`, но то не цинизм и испорченность взрослого, то - неведение. До морали надо дорасти, к условностям надо привыкнуть. Скверная выходка в четыре года - явление совершенно иного порядка, чем прегрешение в двадцать четыре. Она дурно, выглядит лишь объективно, но не субъективно.
Думает ребенок тоже иначе: образно, поэтично, активно одухотворяя окружающее. С годами логичнее, отвлеченнее и все же вплоть до полного повзросления ярче, сумбурнее, стремительнее нас. Но мыслит уже нередко зорче, острее, интенсивнее. Память его подвижнее. Мир предстает ему более обнаженным и первозданным. источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |