`Информационный бум` - своего рода сенсация века - описан не раз, и мы не будем приводить выкладок и цифр. Скажем только, что последствия информационных перегрузок, тяжелые подчас и для взрослых, тем более сказываются на детях.
В семейной педагогике настала пора учитывать то обилие самых разнообразных сведений, которые ребенок получает даже неведомо для родителей. Он смотрит телевизор (причем, нередко больше, чем они, и все подряд), он слушает радиопередачи, узнает о чем-то из разговоров сверстников и старших товарищей, а позже в его распоряжении море печатной продукции. Словом, он ежедневно поглощает массу всего, приходящего к нему по различным каналам. Вероятно, мы не в силах и представить себе, какой калейдоскоп крутится иногда в детской голове.
Традиционная родительская педагогика была в известной мере построена на сообщении ребенку определенных фактов, на том, что воспитатель делится с ним жизненным опытом. Взрослые обладали непререкаемым авторитетом знания, вызывали острый интерес и почтение к себе своей эрудицией и были в глазах малыша чуть ли не единственным источником достоверных известий о мире, в котором он жаждал как можно скорее и вернее освоиться.
Как видим, в наши дни подобная функция перестала быть монополией старших родственников, и кое-что во мнении своих чад они утрачивают.
Но обширную информацию, извлекаемую из окружающего, ребенок потребляет в общем случайно, отрывочность сведений усугубляется еще и детским незнанием множества вещей. Естественно, ребенок стремится разрозненные идеи, отголоски неких событий, высказанные кем-то соображения - все это пестрое, лоскутное - расположить в некотором порядке, свести в подобие системы.
И вот тут - особенно на первых порах - родители незаменимы. Суждение их по тому или иному поводу, отзыв о происшествии, отношение к чьему-то поступку, интерес или равнодушие к факту, взволновавшему малыша, и тому подобное вызывают кристаллизацию в `перенасыщенном информационном растворе`, заставляют маленького человека оценивать и переоценивать приобретенные сведения, отбрасывать одни, вникать в другие.
Все это требует от взрослых и чуткости, и внимания (чтобы быть всегда в курсе ребячьего `самообразования`), и компетентности, и немалого терпения. Информационная емкость детей так велика, что на долю старших родственников остается вполне достаточное количество `почему`. Сегодня эти `почему` зачастую обязывают воспитателя знать куда больше, чем прежде, иначе он рискует уронить себя в глазах сына или дочери нежданным невежеством.
Далее. Приглядимся к составу семьи. Статистика утверждает, что существующее еще в наших представлениях полупатриархальное семейство с дедами и внуками в одном гнезде - этакая фамильная династия - практически отмирает. Ее сменяет семья малочисленная: отец, мать, ребенок.
Становится уже нормой возникновение новых супружеских пар на зачинающейся стройке, в заводском поселке, куда съехались уроженцы далеких и разных местностей. Браки заключаются раньше, чем прежде. Пенсионное законодательство позволяет старшим спокойно жить отдельно от молодых. Нередкий разрыв в образовательном уровне поколений усиливает тенденцию к раздельной жизни.
Хозяйственный отрыв от старших и неизбежное уменьшение удельного веса родственных отношений плюс расширение контактов со сверстниками из своего окружения ведут к тому, что специфические, фамильные традиции и нравы сменяются групповыми нормами быта. Вместо `У нас, Ивановых, заведено...` появляется желание равняться только на тот стиль жизни, который принят у представителей данного круга. источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |