Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Состояние дошкольного образования в сельской местности

 1  2 

0По данным 2001 г. в системе дошкольного образования России насчитывалось 22 041 сельское дошкольное учреждение, что составляло 44,1% от общего количества дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ). В них воспитывалось 862 тыс. детей (20,3%), что на 8 тыс. детей больше, чем в 2000 г.

В 1990 г. сеть сельских ДОУ и яслей составляла около 40 000 учреждений, из них около 10 000 принадлежали колхозам и совхозам.

Сохраняется устойчивая тенденция сокращения сети сельских ДОУ. В 2001 г. было сокращено 704 ДОУ. В Архангельской области (57 ДОУ), Республике Коми (46 ДОУ), Приморском крае (44 ДОУ).

К причинам сокращения числа сельских ДОУ относятся:

снижение рождаемости в сельских районах;
проблемы подвоза детей (отсутствие системы `школьных автобусов`);
падение уровня жизни семей с детьми; отсутствие должной работы с родителями безнадзорных детей и др.
Сохранялась тенденция сокращения охвата детского населения услугами сельских ДОУ (с 1998 г. на уровне 35%).

Вместе с тем появились положительные тенденции по восстановлению и открытию сельских ДОУ в Республике Дагестан (27 ДОУ), Краснодарском крае (4 ДОУ), Свердловской области (35 ДОУ), Республике Северная Осетия - Алания (2 ДОУ). Сохранилась сеть в Ленинградской, Камчатской области и др. Ряд руководителей агропредприятий Белгородской, Курской, Новгородской, Рязанской областей оказывают действенную поддержку сельским и городским ДОУ.

В ряде регионов (Новгородской, Кемеровской, Ленинградской, Челябинской областях) местные органы власти принимают меры к удовлетворению потребностей населения в образовательных услугах на основе программ социального партнерства, широко вводится система взаимозачетов, открываются ясельные группы.

На селе сложно организовать группы кратковременного пребывания, отчасти данную проблему решают гибкие формы дошкольного образования `мини-сады` в Курганской, Самарской областях, Республике Марий Эл и др.

Причины негативных явлений следующие:

отсутствие нормативно-правовых документов по оптимизации деятельности учреждений (модель `школа - детский сад`) в условиях реструктуризации (в т.ч. СанПиН, СНиП ,стандартов образования) сельских малокомплектных образовательных учреждений;
отсутствие опыта у руководителей сельских округов по формированию социального заказа на работу ДОУ в режиме культурно-образовательного или оздоровительного центра;
`ветхость` материально-технической базы сельских ДОУ;
слабое развитие сети сезонных ДОУ, летних детских площадок, функционирующих в основном в период занятости сельского населения (таковые имеются в большинстве республик Северного Кавказа и ряде других регионов);
недостаточная работа попечительских советов сельских ДОУ и муниципалитетов по пропаганде дошкольного образования (см. `Об оказании попечительской поддержки ДОУ в сельской местности` - информационное письмо Управления дошкольного образования Минобразования России от 12.07.2002 ?23-16) и др.
Определенную тревогу ученых (см. `Доклад центра мониторинга социально-трудовой сферы села ВНИИСХ`, М., 2003) вызывает эксперимент по реструктуризации сети образовательных учреждений на селе. Отмечается нивелировка проблем ДОУ в зависимости от специфики делегирования полномочий им базовыми школами.

Серьезную озабоченность вызывает состояние учебно-материальной базы. В срочном ремонте нуждаются 37,9% ДОУ, в аварийном состоянии находятся 403 ДОУ, на капремонте - 301 ДОУ. Все виды благоустройства есть лишь в 13857 сельских ДОУ (63%), в городе - 93,9%. В большинстве ДОУ отсутствуют средства на закупку учебно-наглядных пособий, методических материалов, игрушек, оборудования. Отсутствуют должные механизмы поддержки детских садов, в которых воспитываются дети в условиях Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (5573 ДОУ), а также ДОУ (в основном сельским), воспитывающих детей малочисленных народов (958 ДОУ).

В настоящее время в сельской местности развивается сеть образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Число таких учреждений в 2001 году составляло 1276 с 34 085 воспитанниками.

источник: Образовательный портал ucheba.com

 1  2 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * [email protected]