Все мы знаем основные правила поведения за столом: не кричать, не разговаривать, не вертеться, не сорить и не пачкаться, не оставлять еду в тарелке и еще много всяких НЕ. Ребенку трудно выполнить эти требования. В некоторых семьях застолье превращается для малыша в мучение и ведет к сплошным наказаниям.
Не волнуйтесь: ваш ребенок не хуже других. Детям трудно заставить себя делать то, что надо. Только терпение взрослых, их похвала и уверенность в способностях малыша приведут его к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.
Это надо запомнить!
- Участвуем в беседе только, когда во рту нет пищи и воды.
- Говорим тихо и немного.
- Ухаживаем за мамой и бабушкой.
- Если угощение не понравилось, то кусочек, находящийся во рту, проглатываем, от остального можно отказаться.
- Никогда не говорим плохо об угощении, но всегда благодарим за него.
- Не кладем на стол руки и локти.
- Стараемся не поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом.
- На тарелку кладем не более одной-двух закусок одновременно.
- Края тарелки всегда должны быть чистыми.
Не ограничивайтесь простым перечислением этих правил. Постепенно в игровой и шутливо-доброжелательной форме доводите их до сознания малыша. Предложите ему самому подумать и объяснить вам, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом, что делать, если на тарелке лежат сыр и ветчина, а хочется еще съесть шпроты, почему нельзя говорить плохо об угощении, и т.п.
Как пользоваться столовыми приборами?
Ребенок чаще всего пользуется одним прибором - ложкой или вилкой. Важно приучать его правильно держать их в руке, так как переучивать сложнее, чем научить. Ложка или вилка лежит на указательном и среднем пальцах и придерживается большим. Когда одна рука держит вилку, что делать другой? Она придерживает тарелку: большой палец лежит на ее полях, остальные под ними. Соблюдается следующее правило: обе руки либо заняты, либо свободны. Суповую ложку наполняют супом не до краев, а чуть меньше, подносят ко рту и выливают ее содержимое в рот. Терпеливо учите ребенка не захватывать ложку губами. На это следует обращать внимание, если вы хотите, чтобы ваш ребенок ел беззвучно.
С пяти-шестилетнего возраста рекомендуем постепенно учить малыша пользоваться ножом и вилкой. Обратите внимание на то, что вилка в левой руке, нож - в правой. Оба прибора либо в руках, либо на тарелке. Но класть их на скатерть нельзя. Вилку зубчиками вниз держим большим и средним пальцами, а указательным придерживаем ее черенок сверху. Так же держим нож, лезвием вниз. Предложите ребенку съесть кусок мяса, колбасы, ветчины, сыра или яичницу с помощью двух столовых приборов. Вилкой прокалываем кусок, а ножом отрезаем небольшой кусочек. При этом вилка держит не маленький, а весь кусок. Объясним, что нож помогает нашим зубам справиться с жесткой пищей, а желудку будет легче ее переварить. Кроме того, в правилах красивой еды предусмотрено, чтобы мы как можно меньше брали пищу руками.
Что и как есть?
Этот вопрос нередко мучает и родителей. Давайте же создадим такие условия, чтобы наш малыш, став взрослым, как можно реже его себе задавал. Для этого обучим его простейшим навыкам. Прежде всего пусть запомнит: важно все и всегда есть красиво, по возможности мало беря пищу в руки. Руками берем сахар из сахарницы, если нет сахарных щипчиков, конфету из коробки, пирожное и некоторые фрукты с общего блюда, хлеб из хлебницы.
Во-первых, постараемся убедить ребенка, что лучше всего есть за столом. Можно рассказать ему о процессе пищеварения, микробах, чистых или грязных руках, но это, как правило, малоубедительно. Лучше приведите другие примеры: мы можем случайно кого-нибудь испачкать, а значит, огорчить и, кроме того, жующий на улице человек выглядит некрасиво. Став старше, ребенок уже не воспримет такие аргументы, но мы воспитаем у него привычку не есть на улице. Нельзя забывать, что неукоснительность требований вызывает нередко детский протест. Поэтому позволяйте иногда себе и малышу съесть мороженое или конфету, сидя в парке на скамейке.
Во-вторых, конечно, приучаем к чистоте рук, к необходимости полоскать рот после еды.
Наконец, если не всегда, то иногда создаем особые условия для правильной и красивой еды. В таком случае печенье положим на десертную тарелку, и ребенок будет не откусывать, а отламывать от него по кусочку. Конфету он будет разворачивать, держа не в руках, а на тарелке. Яблоко или грушу, держа левой рукой на тарелке, он разрежет на четыре части, вырежет сердцевину и только потом съест каждую часть, угостив при этом маму или бабушку.
Что важно учесть? Не сажайте малыша за стол, где собрались взрослые. Ребенок мешает такому застолью, да и сам скучает. Накройте отдельный стол для детей или даже для одного ребенка, приучайте его не мешать старшим. Есть семейные праздники, проводимые взрослыми совместно с детьми: например, день рождения кого-то из членов семьи, чаепитие у бабушки, тетушкины блины, и т.п. Наконец, необходимо устраивать детские вечеринки - пусть ваш ребенок станет главой стола и хозяином со всеми возникающими из этого обязанностями. Если ребенок за столом допустил оплошность, не ругайте его, постарайтесь понять причину: еще не закреплен навык, он волнуется, желая получить вашу похвалу, вы его не научили, слишком сложное для его возраста требование. Только ваше терпение и любовь помогут ему справиться с неудачами в освоении правил столового этикета, соблюдение которого столь важно в жизни каждого для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком. источник: Няня.ру - интернет-портал для родителей |