Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Первые слова

<<назад

младенецОтцовский опыт подкрепляют наблюдения психологов: если семи-восьмимесячным младенцам ежедневно по несколько минут читать стихи и сказки, то речь у них развивается раньше. Заманчиво включать магнитофонную запись или пластинку, предоставить ребенка себе и заняться своими делами, но далеко не всегда такая форма развития ребенка ускоряет развитие речи. Эффект отмечается лишь тогда, когда ребенок прослушивает запись со взрослыми, когда создается потребность в понимании речи.

Первые слова ребенок уже понимает во втором полугодии, а произносит к концу первого года. Обычно он начинает с того, что много и радостно лепечет: ммма-ммма, ббба-ббба, ддда-ддда. Лепет напоминает слова, но это лишь звуки. Они станут словами, когда превратятся в средство общения. Мы уже подчеркивали, как важно еще задолго до того, как он научится говорить, разговаривать с ребенком: при кормлении, одевании, игре.

С 9 месяцев нужно как можно чаще называть вещи, когда малютка смотрит на них и показывает. Вместо того, чтобы просто подать то, что он хочет, лучше поговорить с ним, к примеру: `Хочешь Куклу? Это кукла. А может палочку? Это палка`. Если ребенок пытается произнести данное слово, наградите его улыбкой и попросите, чтобы он его повторил еще. Так с помощью ласки фиксируется значение слова: внушите малышу, что всегда лучше назвать предмет, показывать на него пальцем. Другое важное обстоятельство, о котором нельзя забывать,- большая трудность в освоении ребенком языка. Не надо говорить с детьми слишком быстро либо все время назойливо их поправлять, или потеряв терпение, заканчивать за них начатое слово или фразу. Иными словами, взрослые должны приспосабливаться к его слогу, а не он к их.

Слова особенно легко запоминаются, когда включаются в увлекательное действие. В эксперименте ребенку показывали и называли предмет, не имеющий отношения к нему. Лишь через 10 дней удалось связать слово с предметом. Если же назывался предмет, используемый в игре, то слово усваивалось в течение дня. Некоторые взрослые, якобы приспосабливаясь к детскому уровню понимания, начинают сюсюкать, коверкая слова, подражать неоформленной детской речи. Это грубая ошибка. Слова надо произносить четко и ласково, если предмет опасен для ребенка,- то грозно, гневно, ребенок лучше, быстрее усваивает эмоционально окрашенную речь.

Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны.

Не следует расстраиваться, если первые слова вашего сына или дочки по смыслу и по звуковому оформлению будут непохожи на взрослую речь. Это так называемая `автономная детская речь`, она возникает чаще всего в 11 месяцев. Одним из первых, кто проследил формирование такой речи, был знаменитый Чарльз Дарвин. Он не занимался специально изучением развития детей, но был наблюдательный дедушка. Внук, увидев плавающую в пруду утку, стал называть ее `уа`, уловив первый и последний звук слова. Затем этим же `словом` принялся называть любую жидкость, а обнаружив на старинной монете изображенную на ней птицу, стал тем же `уа` обозначать все маленькие, круглые предметы. Дети часто используют корни слов, выделяя их из речи взрослых, причем одним таким однокорневым словом называют целый ряд предметов. Например, корень `ку` - кушать, курица; корень `па` - упал, лопатка, палка. Для автономной детской речи характерно отсутствие обобщений. Ребенок, например, может знать значение таких слов, как `стул`, `стол` и т.д., но при этом не знает, что такое `мебель`.

Очевидно, что понимать речь малышей могут лишь люди, посвященные в `тайну` детского жаргона. В прошлом такой язык пренебрежительно называли языком нянь и кормилиц, полагая, что они искусственно создают детский язык. Конечно, возможно искажение слов взрослыми ради ложно понятой близости к ребенку, но это не исчерпывает механизмов формирования автономной детской речи. Наверное, немало взрослых, разговаривая с детьми, употребляют уменьшительные слова: домик, кустик, слоник. Но почему? Неужели взрослые всерьез полагают, что маленьким детям все представляется в уменьшенном размере. Скорее наоборот, им все должно представляться огромным. И логичнее было бы употреблять слова типа `домище` и пр. Однако в этом случае логика не срабатывает. И детям самостоятельно приходиться преодолевать заблуждения взрослых.

Реакция на слово, обозначающее предмет, зависит о возможностей ребенка: вначале он только смотрит на предмет, несколько позже стремится к нему и, наконец, подает его взрослому или указывает на него издали. Речевая реакция появляется у младенцев к концу первого года. Обычно они могут произнести от 4 до 10-15 слов. Девочки, как правило, разговорчивее мальчиков. Иногда к ребенку очень рано пристает какое-нибудь слово или имя, и он уже больше не забывает его. Пассивный запас слов у малышей гораздо богаче. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Видимо, это зависит от темперамента и особенностей натуры ребенка. Общительный, веселый стремится поскорее `высказаться`, спокойный, обращенный в себя - долго наблюдает за тем, что происходит вокруг, прежде чем станет говорить.

Атмосфера, в которой живет ребенок, отношение к нему родственников также играют немалую роль. Если расстроенная чем-то мать, погруженная в свои думы, молчит, то и несчастное дитя, не чувствуя ее желания общаться, замкнется в себе.

Взрослые иногда впадают в другую крайность, без умолку болтая с малышом. В таком случае ребенок, лишенный инициативы, тоже, будет неловко себя чувствовать.
Задержка развития речи тревожит родителей, но это бывает у совершенно здоровых детей, когда нет стимула к ее развитию. Если у ребенка много нянек или любящие братья и сестры хорошо понимают его и удовлетворяют все желания малыша без слов, то речь ему как бы и не нужна.

Вот как советует справиться с этой проблемой доктор Б.Спок; `Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство`.

Источник: `Воспитание Вашего ребенка`

[an error occurred while processing this directive]

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru