Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Нравственное развитие ребенка

<<назад

Нравственное развитие ребенка Уделять повышенное внимание моральной стороне развития ребенка следует уже в 3-4-летнем возрасте. Хотя, определенные задатки закладываются уже с рождения, и даже до этого момента. Очень многое зависит от поведения самих родителей. Если ребенок буквально с пеленок "впитывает" атмосферу недоброжелательности, становится очевидцем конфликтов, агрессивного отношения друг к другу, то невозможно от него ожидать иного стиля поведения. Дети ведь - великие подражатели и перенимают от взрослых многое, если не сказать, все, в том числе и манеру общения. А развивающие методики еще и ускоряют процесс освоения определенных навыков.

Но даже, если в семье довольно комфортный психологический климат, не всегда родители могут донести до ребенка основы нравственности в отношениях с людьми. Играя в песочнице, дети, случается, отстаивая право обладания игрушкой, могут и ударить других. Мама, как правило, в таких случаях испытывает шок, принимается активно объяснять ребенку, что "так делать нельзя, что Диме (или Паше) больно". Но не всегда объяснения могут быть поняты с первого раза. Как же привить ребенку доброе отношение, умение делиться, честность и другие нравственные понятия и нормы?

К 4 годам ребенок уже может контролировать свое поведение и осознавать свои поступки, но его восприятие отношений с окружающим миром может быть разным (часто зависит от примеров близких взрослых людей). Определенные качества можно и развить. Одним из вариантов объяснений служат сказки, где всегда есть добро и зло. Чтобы ребенок понимал, чем отличается хороший поступок от плохого, нужно разбирать с ним конкретные сцены из тех же сказок. Например, лиса выгнала зайчика из его избушки. Как она при этом поступила: хорошо или плохо. Если плохо, то почему. Ребенок должен через осознание прийти к нужному ответу.

Однако пространные рассуждения не всегда приводят в полному пониманию. Все-таки лучший учитель - это жизнь. В воспитании доброты, взаимовыручки, преданности помогают домашние животные. Через общение с ними ребенок учится чувствовать чужую боль: если ребенок дергает кошку за хвост, она быстро отреагирует и ответит "той же монетой". Полученные царапины "научат" понимать, какие действия откликаются соответствующими последствиями.

Другой вариант - тотальный контроль со стороны взрослого. Т.е. например, мама постоянно наблюдает за поведением ребенка и комментирует: туда не ходи, так не делай, отдай игрушку обратно и т.д. А если он все же поступает по-своему, то за это обычно ему бывает какое-либо наказание (чаще брань или шлепок по мягкому месту). Сделать то же самое в другой раз ребенок тоже может, но он уже взешивает, что ему за это будет. А когда взрослые не видят, тогда поступает по-своему. Но есть ли от такой схемы польза? Тут скорее, ребенок начинает подстраиваться, хитрить, но такой способ не ведет к пониманию сути нравстенных поступков.

Более приемлемый способ - это контакт с ребенком на равных. Т.е. не запугивание, что за эти плохие действия ребенок сейчас получит наказание, а такое поведение, которое бы подвело ребенка к самостоятельному выбору в пользу доброты, щедрости и прочих социально значимых вариантов поведения.

Для этого нужно доверительное отношение к ребенку. Т.е. формирование у него собственного значимого "Я". Например, если вы ему доверяете сменить у домашнего питомца старый корм на новый и при этом не проверяете. Ребенок, получив ответственность, скорее всего выполнит задание с должным отношением. А в случае, когда он допустил грубость, по отношению к вам - не разговаривать с ним какое-то время, вместо того, чтобы отшлепать с криками, лишь бы показать свое превосходство над ним. Ребенок начивает чувствовать, что имеет такую же свободу действий как и вы, но за последствия определенных поступков наступает ответственность, вот тогда и формируется нравственное поведение.

Конечно, взрослым проще пойти на крайние меры, лишь бы уже показать, где справедливость и кто в доме хозяин. Но, к сожалению, такими методами не помочь росту сознательности. И потом, когда ребенок вырастет и уже не будет постоянно находиться на глазах родителей, он уже не побоится получить наказание за свой поступок.

Какой же способ отношения к другим людям сегодняшний малыш предпочтет в будущем, зависит от выстраивания взаимоотношений в цепи родители-ребенок уже сейчас.

источник: Детские забавы

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru