Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Золушка в поисках феи

<<назад

Золушка в поисках феи Чисто внешне застенчивый ребенок вызывает умиление окружающих: такой трогательный, беззащитный, очаровательно краснеющий ангелочек. Родителям застенчивость ребенка в чем-то даже на руку: во всяком случае краснеть за дурацкую выходку своего чада им не придется. Но самому застенчивому приходится несладко. И теперь, и в дальнейшей жизни. Так что, оставив умиление и хроническое желание прижать к сердцу, попытаемся такому ребенку помочь.

Психологи давно знают, что именно скрывается за желанием все время оставаться `в тени`. Кто бы мог подумать - как правило, это крайний эгоцентризм! Говоря доступным языком - представление себя `пупом земли`. Подумайте сами. Вокруг нас в повседневной жизни - сотни людей. Все - далеко не идеалы вкуса, ума и воспитания. Однако эти недостатки не мешают большинству наслаждаться жизнью, общаться с окружающими и даже чувствовать себя яркими, выдающимися и достойными восхищения. И только стеснительный человек без конца краснеет, вперяет взор во все отражающие предметы, силясь вновь и вновь убедиться в собственном несовершенстве; прячет глаза, невежливо покидает собеседника и торопится поскорее укрыться в своей малогабаритной скорлупе.

Его до глубины души волнует, как он выглядит, двигается, говорит. Почему? Да потому, что он абсолютно уверен, что внимание всех обращено именно на него - `пуп земли`. Ему и в голову не придет, что у окружающих полно других забот и причин для улыбок, разговоров и шуточек, кроме его персоны. Это - главное его заблуждение.

Ошибка номер два: уверенность, что это повышенное внимание обращено исключительно на его обширные недостатки, а вовсе не на единичные и сомнительные достоинства. Такому застенчивому ребенку и в голову не придет, что сидящий в автобусе напротив мальчик пристально разглядывает на нем не пятно на брюках и здоровенный прыщ, а давно вожделенные джинсы и завидную ямочку на подбородке. А девочка с раздражением отвернется от внимательного взгляда парня, подозревая огрехи в собственном макияже, а не желание познакомиться.

Отчего они такие? Ответ, всплывающий сразу: потому, что так воспитаны. Каждая мама сотни раз твердит ребенку, что баловаться, встревать в разговоры старших, болтать без умолку и хвастаться - нехорошо. Но, видите ли, даже самый послушный ребенок не станет от этого застенчивым. В лучшем случае он будет хорошо воспитанным, сдержанным, спокойным ребенком. Причина настоящей застенчивости, как считают психологи, в... нашей национальной культуре.

Есть такое выражение: `Красивое сердце редко бывает добрым`. В смысле: красивый человек - практически всегда избалованный, капризный эгоист. Красивая женщина - безусловно, гулящая стерва. Красивый мужчина - наверняка мошенник и бездушный хлыщ. (Помните? `Все красавцы - мерзавцы. Только потому, что они красавцы!`) Отчего они такими становятся, известно каждому бывшему советскому педагогу. От чрезмерного поклонения окружающих с самого раннего детства. Именно поэтому (чтобы не наплодить красивых мерзавцев) в целомудренной русской культуре всегда действовал принцип умолчания похвалы и указания на недостатки. Еще дедушка Крылов высмеивал обычай взаимных комплиментов: `За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? -- За то, что хвалит он кукушку!`

В советские времена похвала считалась вовсе непедагогичной. Самооценка гражданина должна была формироваться только на критике, а не на одобрении. Высказывание в лицо гадостей в присутствии общественности называлось `здоровой критикой` и было плановым регулярным мероприятием, как до этого - профилактические порки по субботам. Считалось, что чем сильнее и больнее ударить ребенка (разумеется, по нужному месту), тем выше он взлетит и тем активнее будет бороться со своими недостатками.

Увы, результаты оказались обратными. Вместо того, чтобы дружно взлететь к идеалам совершенства, "оплеванные" маленькие личности уверовали в свою посредственность и, пригнувшись к земле под бременем многочисленных "недостатков", превратились в "серых мышек". Эти недохваленные в детстве и всей последующей жизни родители не спешили потом поощрять и своих чад. Откуда же взяться у тех уверенности, что они достойны общения с внешним миром, если все, что они слышали о себе от самых близких людей, -- сплошные "минусы"? Поэтому прекрасные "золушки" (в реальной жизни не имеющие психолога-имиджмейкера в лице родственницы-феи) всю жизнь послушно метут золу, застенчиво прикрываясь грязным подолом, будучи уверенными в глубине души, что уж они-то достойны королевского дворца.

Так как же помочь маленькой Золушке? Главное лекарство от комплекса неполноценности - похвала. Буквально один комплимент типа "какие у тебя длинные ресницы", "какое красивое платье", "какой аккуратный почерк" может подтолкнуть ребенка из-за маминой спины к совершенно незнакомому человеку. А на детском празднике превратить готовую разреветься "буку" в совершенно разошедшуюся душу компании. Особенно если похвала прозвучала из уст постороннего (неподкупного) человека, да еще в присутствии одобрительно настроенной аудитории. Эта аудитория для эгоцентрика сейчас и есть тот "мир", осуждения которого он так боится. А теперь этот "мир" одобряет и восхищается им...

Но, разумеется, одних комплиментов мало. Даже согласившись с тем, что у него есть определенные достоинства, застенчивый ребенок не забудет, что у него есть "очень крупные" недостатки. Поэтому второй этап - это постепенное выведение ребенка из мнимого центра внимания. Переубеждение уверенности в том, что именно его лопоухость есть предмет забот и огорчений всего человечества.

И еще один путь преодоления застенчивости - чувство юмора. Неловко поскользнувшись и сев в лужу при "всем честном народе", можно покраснеть, разрыдаться и убежать под смешки очевидцев. А можно рассмеяться первым, дополнительно `пообезьянничать`, вызвать дружный смех (и расположение!) окружающих и долго еще быть `героем дня`. Даже самого застенчивого в компании развитое чувство юмора в конце концов заставит перешагнуть через собственную `неполноценность` и открыть рот, чтобы произнести какую-нибудь бессмертную фразу. Дальнейшие симпатии окружающих обеспечены, ведь ничто так не располагает к человеку, как остроумие.

Ольга МИХАЙЛОВА, детский психолог

источник: Passion.ru

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru