Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Развитие навыков самообслуживания у детей со спастической формой ДЦП

<<назад

Развитие навыков самообслуживания у детей со спастической формой ДЦП Детский церебральный паралич - это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.

ДЦП- это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы.

Вильям Литтль представил данные о том, что 75 % таких поражений являются следствием кровоизлияния в головной мозг во время родовых травм. В связи с этим долгое время считалось, что основной причиной ДЦП являются родовые травмы. Однако уже Литтль отмечал, что такие дети часто рождаются недоношенными, в асфиксии и с неблагоприятным протеканием внутриутробного периода развития. В дальнейшем было установлено, что преобладающими факторами в этиологии ДЦП являются разнообразные отклонения внутриутробного развития плода, вследствие которых плод не имеет достаточной зрелости к моменту рождения. Именно это обстоятельство нередко приводит к родовой травме, а родовая травма, в свою очередь, усугубляет состояние ребенка.

Но бывают и случаи, что и после благополучного внутриутробного развития уже во время родов и в раннем постнатальном периоде плод может быть подвержен травме, асфиксии и другим неблагоприятным факторам, приводящим к поражению головного мозга.

У большинства детей, страдающих этим заболеванием, наблюдаются специфические изменения в психике и речи. Также надо отметить, что и такие показатели как, социальные навыки, умения и знания детей с ДЦП обладают определенными особенностями и характеристиками.

В специальной литературе проблема формирования социально- бытовых навыков у детей с нарушениями психофизического развития и научные исследования в этом плане более или менее полно представлены в олигофренопедагогике (Г. Г. Зак, В. Ю. Коркунов, В. Ф. Мачихина, В. А. Панков, Т. И. Пороцкая, Т. Н. Стариченко, А. М. Щербакова и некоторые другие).

В сложившейся практике нередко приходиться наблюдать, что значительная часть детей с ДЦП оказывается неспособной к самообслуживанию и постоянно нуждается в опеке и помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, что значительно затрудняет их дальнейшую адаптацию и интеграцию с социальной средой.

Нарушением двигательного и психического развития при детском церебральном параличе и нарушении опорно-двигательного аппарата, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками.

Как показал анализ специальной литературы, полемика по вопросу об определении понятий `навык` и `умение` и их взаимосвязи существует и по сей день.

С. Л. Рубинштейн определяет навыки как автоматизированные компоненты сознательной деятельности, формирующиеся в процессе упражнений.

Е. В. Гурьянов исходя из места и роли навыков в структуре человеческой деятельности, определяет их как автоматизированные способы действий.

Исходя из этого, мы видим два признака характеризующих навык:

- характеризуют способ действия;

- вырабатываются в процессе упражнений.

По мнению Л. Б. Ительсона, навык- это психическая подготовленность человека к сознательному выполнению определенных действий с максимальной точностью, скоростью, целесообразностью, которые были достигнуты благодаря устойчивому применению наиболее рациональных способов осуществления стандартизируемых компонентов этих действий. Итак, навык- это автоматизированное целесообразное действие. Формирование навыков- это сознательный, целенаправленный процесс, и чем активнее сознательные процессы, тем быстрее формируется навык. Поэтому ключевую роль в формировании навыков играют знания.

А. С. Белкиным выделяются 2 группы навыков: самостоятельной работы (навыки организации рабочего места, навык выслушивания учителя и товарищей, навык активного восприятия сообщаемых знаний, волевого усилия по концентрации внимания, навык самоконтроля, навык выполнения домашних заданий- ответственность) и санитарно- гигиенические (выполнение режима дня, знание, понимание санитарно- гигиенических норм, отношение к ним, навыки выполнения). Также сюда относятся, навыки самообслуживания (еда, одевание, уход за телом), хозяйственно- бытовые, социально- значимые навыки (приобритение покупок, посещение общественных мест). А к социально- средовым относятся правила поведения в общественных местах, умение общаться в коллективе, участие в общественной жизни.

Р. Д. Бабенкова, Т. Н. Головина, Н. А. Козленко констатирую факт влияния особенностей физического развития на формирование навыка. Л. Н. Занков, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф отмечают, что на характер формирования навыков у этих детей оказываю влияние особенности восприятия, процессы внимания и памяти, анализа и сравнения. Дети испытывают значительные затруднения при выполнении координационных двигательных действий, а все это негативно влияет на процесс формирования умений.

В коррекционной работе с детьми следует отводить роль обучению. Принимая во внимание эту точку зрения, становится очевидным, что при формировании у детей умений и навыков необходимо специальное, индивидуальное обучение, в котором равноправно сочетаются обучение., воспитание и развитие. Отсюда следует, что обучение должно быть комплексным. Целесообразно, чтобы полученный навык для автоматизации закреплялся в домашних условиях.

При обучении нужно учитывать сохранные стороны функции организма, чтобы, опираясь на них, строить процесс коррекции.

источник: По4итаем.ру

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru